Календарь | Апрель 2020

СвернутьПоказать

Людмила Василевская: «Цивилистический блок инновационной юриспруденции – фундамент для успешного профессионального старта»

10.02.2020
Пресс-служба

О цивилистическом блоке учебных дисциплин, включенных в новую образовательную программу Университета имени О.Е. Кутафина «Инновационная юриспруденция», рассказывает Людмила Василевская – доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, членом Экспертного совета при комитете Государственной Думы по экспертной политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству по вопросам собственности.

_MG_6373 (2).jpg

– Почему, на Ваш взгляд – взгляд известного цивилиста, следует обратить внимание выпускников средних учебных заведений на новую образовательную программу «Инновационная юриспруденция»?

– Каждый поступающий в высшее учебное заведение, каждый родитель стоит перед непростым, порой мучительным выбором не только вуза, но и направления обучения. Конечно, родители хотели бы видеть в дальнейшем своего ребенка успешным, трудоустроенным, умеющим найти адекватное решение в любой ситуации, как профессиональной, так и личной.

Новая образовательная программа «Инновационная юриспруденция» дает возможность в полной мере проявить способности и таланты обучающегося и подготовить не просто хороших специалистов, а юристов высочайшего уровня

Новая образовательная программа «Инновационная юриспруденция» дает возможность в полной мере проявить способности и таланты обучающегося и подготовить не просто хороших специалистов, а юристов высочайшего уровня, способных решать государственные задачи в инновационной сфере применительно к различным видам деятельности –нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной и экспертно-консультационной.

– В новой образовательной программе по инновационной юриспруденции особое место отводится цивилистическому блоку учебных дисциплин. С чем это связано?  

– Наука гражданского права (цивилистика) – наука прикладная. Ее возникновение мы связываем прежде всего с римским правом, поэтому в любой учебной программе в рамках бакалавриата дисциплина «Римское право» обязательна. Речь идет о нашей цивилистической основе, зародившейся в Древнем Риме, воспроизведенной и развитой в континентальной (европейской) системе права, к германской ветви которой относится и наша российская правовая система.

Уникальность цивилистики состоит в том, что она – для практики и во имя практики. Наша повседневная жизнь складывается из различных действий граждан и организаций, отношения между которыми регулируются прежде всего гражданским законодательством. Совершая различные действия, мы порой не задумываемся о том (за исключением юристов, конечно), что, например, покупка товаров в магазине, продажа недвижимости, строительство загородного дома, столкновение автомобилей на дороге, раздел имущества при разводе супругов, наследование имущества, совершение завещания, создание результата интеллектуальной деятельности (например, произведения науки, литературы, искусства, изобретения, в том числе и инновационного продукта) и отчуждение имущественного (исключительного) права на него, ведение бизнеса посредством заключения различных договоров и т. п. – это все сфера гражданско-правового регулирования. Цивилисты решают сугубо практические проблемы. В этом – основное назначение и ценность изучения гражданского права.

Вот почему любая образовательная программа, в том числе и по инновационной юриспруденции, немыслима без цивилистического блока дисциплин, фундамент которой составляет гражданское право. Это основа основ юриспруденции. Поэтому в учебном плане предусмотрено значительное количество часов на дисциплину «Гражданское право», в том числе на лекционные занятия. Такой подход руководства Университета я считаю оправданным и правильным, поскольку гражданское право пронизывает всю профессиональную и частную жизнь человека. Глубокие знания в данной области являются надежной основой профессиональных успехов выпускника Университета на любом поприще. Только цивилист с хорошей базовой подготовкой способен найти решение любой сложной практической проблемы, адаптировав его к экономическим, правовым и социальным изменениям. Не является исключением и инновационная юриспруденция. Именно на базе гражданского права, реализуя принцип «от простого к сложному», созданы все условия для успешного освоения инновационных дисциплин и последующего практического применения полученных знаний у работодателя.

XaOD5bWVf4c.jpg

– Какие учебные дисциплины цивилистической направленности, помимо гражданского права,  включены в учебный план?

– Это целый ряд специальных дисциплин, доступных обучающимся по их выбору. Например, дисциплина «Договорное регулирование инновационной деятельности». Понятия «инновационные отношения», «инновационные продукты» широко освещены в литературе экономической и предпринимательской направленности. Однако, к большому сожалению, в ней часто не уделяется внимание главному – глубинному механизму правового регулирования, договорным связям, которые возникают между субъектами инновационной деятельности по созданию инновационного продукта, его продвижению на рынке, специфике его включенности в гражданский (имущественный) оборот и использованию.

Инновационная деятельность – это бизнес, которому прежде всего важны правильно выстроенные договорные отношения

Инновационная деятельность – это бизнес, которому прежде всего важны правильно выстроенные договорные отношения, приносящие прибыль. Здесь главное – не рассуждения о понятиях и важности правового регулирования, о которых немало написано, а грамотно, профессионально составленные гражданско-правовые договоры. Несмотря на цифровизацию экономической среды и документооборота, гражданско-правовой договор не теряет своей востребованности и практической применимости и в инновационной деятельности.

Эта дисциплина предоставляет обучающимся возможности изучить наиболее востребованные и передовые договорные типы в инновационной сфере: смарт-контракты, договоры о создании инновационного продукта, об использовании инновационного продукта и прав на него, договоры с агрегаторами и иными цифровыми посредниками, договоры доверительного управления в сфере инновационной деятельности. Для наиболее эффективного постижения знаний и приобретения необходимых компетенций обучение по данной дисциплине основывается на конструкциях договора, юридического факта, сделки, основания (causa) сделки, встречного предоставления. Отталкиваясь от данной основы, в интерактивной форме для изучения предоставляется нормативный, теоретический и практический материал о специальных договорных типах в инновационной сфере.

– В связи с глобальным процессом цифровизации экономических отношений внесены существенные изменения и дополнения в действующую редакцию Гражданского кодекса РФ, в частности, в тексте закона появились такие новые объекты гражданских прав, как цифровые права. Планируется ли включение в цивилистический блок дисциплин учебного курса по соответствующей тематике?

– Безусловно, гражданское право, как наука и как отрасль права не может стоять в стороне от современных процессов цифровизации имущественного оборота. Появление цифровых объектов обмена обусловливает изменение не только его форм, но и состояния самого гражданского права. В связи с этим нашим студентам предлагается учебный курс «Правовые основы цифровизации гражданского оборота».

Эта дисциплина дает возможность понять правовую природу таких новых объектов гражданских прав, как цифровые права; их отличие от других имущественных прав, особенности их обращения в информационной системе, специфику их содержания и осуществления. Киберпространство и цифровые технологии требуют внятного объяснения в вопросах правовой квалификации трансакций, действий пользователей информационной блокчейн-системы, возникающих между ними отношений, токена, майнинга, криптовалюты и проч. Реальная угроза негативных правовых последствий от хакерских атак на блокчейн-технологии остро ставит проблему защиты киберпространства и ответственности за киберпреступления в гражданском праве, что предполагает в рамках учебной программы, с одной стороны, уделить пристальное внимание правовой квалификации действий хакеров, а с другой, – ставит проблему киберстрахования информационного риска (страхование кибер-риска).

Таким образом, изучение дисциплин цивилистического блока при использовании разнообразного арсенала существующих приемов юридической техники, зарубежного опыта регулирования схожих отношений даст возможность подготовить высококвалифицированных цивилистов, способных дать ответ на вызовы цифровизации современной экономической жизни.


Интервью с Марией Мажориной: «Новая образовательная программа: синергия традиций и инноваций».

Владислав Толстых: «Мы хотим формировать элиту, способную влиять на общественные отношения»

Александр Мохов о новом образовательном направлении «Биоэкономика и биобезопасность»

Алексей Минбалеев: «Настало время готовить по-настоящему инновационных юристов!»

Людмила Василевская: «Цивилистический блок инновационной юриспруденции – фундамент для успешного профессионального старта»

Владимир Канашевский: «Наша цель – не просто предоставить информацию, а научить студентов принимать верные решения»


Система Orphus