5 апреля 2024 года в рамках XI Московского юридического форума в Библиотеке МГЮА прошла научно-практическая конференция академических библиотек «Трансформация вузовской библиотеки: стратегии и приоритеты». Организаторами конференции выступили Библиотека Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) и Библиотека Тюменского государственного университета (ТюмГУ).
С приветственным словом к участникам конференции обратились директор Библиотеки Тюменского государственного университета Константин Кокарев и директор библиотеки Университета имени О.Е. Кутафина Наталья Головина.
В 2024 году Программа НПК отражает актуальные вопросы в сфере правового регулирования работы академических библиотек. В работе конференции приняли участие более 80 представителей академических и публичных библиотек, научных центров, крупнейших издательских групп. С докладами выступили представители как библиотечного, так и юридического сообщества.
Профессор кафедры интеллектуальных прав и кафедры международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Бениамин Александрович Шахназаров в докладе «Особенности охраны результатов интеллектуальной деятельности, администрируемых библиотеками, в том числе, созданных с использованием искусственного интеллекта, а также права, которые нарушаются с использованием искусственного интеллекта, в контексте управления интеллектуальной собственностью в вузах» отметил, что библиотеки, будучи глубоко интегрированными во все процессы вуза, безусловно, сталкиваются с вопросами, связанными с охраной авторских прав. В разных странах существуют разные подходы к решению проблемных вопросов презумпции авторского вклада, патентного права, возможности указывать ИИ в качестве автора или изобретателя, отсутствия правосубъектности у ИИ, роли разработчика в случае спорных вопросов об авторстве с использованием ИИ.
Один из актуальных вопросов, связанных с возрастающим использованием ИИ, — может ли ИИ быть автором сгенерированного им частично или полностью объекта? В связи с этим Бениамин Александрович Шахназаров указал на существующие в Гражданском кодексе определение, согласно которому автором может быть только гражданин, что исключает возможность быть автором для ИИ. Более того, уже давно обсуждается вопрос о вспомогательных технологиях. ИИ осуществляет не «генерацию» нового текста, а переработку текстов, созданных людьми, поэтому имеет смысл говорить о произведениях, созданных с помощью ИИ, но не созданных им. Отдельного внимания заслуживает принцип технологической нейтральности. Следует обратить внимание на техническую сторону защиты интеллектуальной собственности – при использовании ИИ не должны быть нарушены права третьих лиц. Более того, отдельного рассмотрения требует проблема «квалифицированного заказчика» в IT-сфере. В вузах заказчиком решений по вопросам, связанным с применением ИИ в учебной и научной деятельности, должна быть библиотека, что требует изменения и корректировки в процедурах подготовки библиотекарей. Как же снизить риски, связанные с использованием ИИ в написании научных работ? Возможно, стоит снизить формальные требования к объему научных работ, повысив при этом требования к их содержанию.
Для создания оптимальной модели использования ИИ в вузе, необходима совместная работа разных подразделений: библиотеки, издательского центра, юридического отдела и др. Возможно, к анализу вопросов защиты авторских прав стоит привлекать и студентов-юристов, которые в качестве практики могли бы выполнять эту работу. Проблема, с которой сейчас чаще всего сталкиваются в вузах — это использование студентами, вместо реальных источников, материалов, полученных даже не «из интернета», а по запросу в ИИ, где, зачастую, содержится много ошибок. Возможно, для вуза может быть целесообразно поддерживать и использовать blockchain-технологии, в том числе для контроля работы ИИ в вузе и защиты авторских прав.
Доцент кафедры административного и информационного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС Елена Владимировна Васякина в докладе «Применение ИИ-технологий в науке и образовании: правовые реалии, опыт РФ и зарубежных стран» отметила, что на современном этапе ИИ внедряется как техническое вспомогательное средство. В ряде сфер отношения человека и ИИ необходимо регулировать, так как ИИ может серьезно воздействовать на жизнь человека. В докладе дается обзор документов международного правового регулирования использования ИИ, описываются две основные модели регулирования использования ИИ на внутригосударственном уровне (жесткой и гибкой), рассматривается содержание рекомендации ЮНЕСКО 2021г., где закрепляются этические стандарты и правила, и именно это направление обозначено как приоритетное. В докладе разъясняется отношение к использованию ИИ в образовании в ЕС, описываются подходы, существующие в США, дается общее описание различных стратегий внедрения ИИ в науку и образование в странах Юго-Восточной Азии.
Правовое регулирование применения технологий ИИ в Российской Федерации пока в процессе формирования. В будущем ожидается появление правил и стандартов, пока есть общие концепции активного развития и финансирования этой сферы. Есть перспектива применения риск-ориентированного подхода, характерного для междисциплинарного подхода к регулированию применения ИИ в образовании. Елена Владимировна Васякина обозначила две проблемы использования ИИ в науке и образовании, а именно: необходимость подготовки юристов, разбирающихся в новых технологиях, и определение возможных форм внедрения ИИ в науку и образование без ущерба для образовательного процесса.
Отметив, что единой стратегии применения искусственного интеллекта в науке и образовании пока не выработано, Елена Владимировна подчеркнула, что в разных вузах реализуются разные подходы к использованию ИИ, примером чему может быть МГПУ, где внутренние документы регламентируют порядок применения ИИ в образовательном и исследовательском процессах, а также отдельные высказывания о применении ИИ в иных образовательных организациях.
Вузам следует четко обозначать во внутренних регламентах и положениях правила использования или неиспользования ИИ в вузе. В настоящее время вузы исследуют возможности ИИ, чтобы выяснить, почему студенты используют ИИ, и обоснованы ли их ожидания. Однако использование ИИ в науке и образовании может иметь как свои плюсы, так и минусы.
Директор Библиотеки Тюменского государственного университета Константин Кокарев в докладе «ИИ в библиотеках: от новых технологий к новому более успешному пользовательскому опыту» отметил необходимость отдельного рассмотрения вопросов технологий и вопрос пользователей. В случае технологий есть определенная последовательность их внедрения, где сами результаты работы с сервисами не являются итогом: дальше начинаются вопросы применения результатов. У библиотек есть преимущество – они постоянно работают с потребителями сервисов и соприкасаются с результатами использования различных сервисов. В случае с ИИ, необходимо различать ИИ и генеративный ИИ, сферы их применения, понимать проблемы, связанные с их применением из-за их особенностей. В сфере применения технологий ИИ существуют «серые зоны», которые пока не регулируются правовыми нормами. В таких случаях следует руководствоваться академической этикой, для чего требуются четкие этические стандарты. Константин Кокарев обозначил перспективные направления работы для академических библиотек, которые включают в себя, прежде всего, развитие ИИ-грамотности и распространение стандартов академической этики в новых условиях, развитие навыков работы с иноязычными источниками и навыков верификации результатов поиска, создание пространства, где работа с инструментами ИИ/ГИИ будет включена в рабочие процессы вуза.
Дмитрий Ушанов, директор по продажам и маркетингу ООО «ИВИС», рассказал о «Правовых вопросах создания баз данных периодических изданий и правовых аспектах их использования». Отметив проблемы, стоящие перед библиотеками в сфере работы с базами данных, Дмитрий Ушанов рассказал о опыте компании «ИВИС» в использовании ИИ для выполнения переводов с иностранных языков. Дмитрий Ушанов отметил, что результаты пока не идеальны, поэтому ИИ используется, но не внедряется для массового использования. Однако темпы развития этого направления технологий ИИ выглядят многообещающими. Отмечается важность закрепления условий использования документов, доступ к которым предоставляется по подписке, в правилах для пользователей. Такие правила должны регламентировать, что можно делать с документами, какие ограничения могут быть установлены. Одна из сложностей использования баз данных заключается в том, что пользователи не всегда верно понимают, с чем работают, так как не читают пользовательские соглашения. В результате нарушаются правила работы с базами данных, авторские права, права третьих лиц. Еще один способ использования ИИ создателями баз данных — анализ поведения пользователей, например, отслеживание санкционированного или несанкционированного использования документов, доступных в базах. Также ИИ интеллект может быть использован для поиска нужных источников.
Директор Государственной публичной научно-технической библиотеки России (ГПНТБ), вице-президент Национальной библиотечной ассоциации «Библиотеки будущего» Александр Карауш посвятил доклад работе «Научно-технической библиотеки в современных условиях». Сегодня библиотека не может не меняться. Меняются и актуальные задачи библиотечного дела, и условия работы библиотек, в том числе те условия, которым следует уделять больше внимания, а именно изменениям в социальной сфере, технологиях и др. Особую ценность докладу придают тщательный анализ возможных векторов развития работы библиотек, выявление вероятных и неизбежных сопутствующих проблем, описание характеристик современного потребителя библиотечных услуг, от которых можно отталкиваться для формирования новых форм отношений между пользователем и библиотекой, и определения задач для специалистов библиотек в новых условиях. Александр Карауш отметил, что системы ИИ пока не способны обеспечить полноценную рубрикацию документов, отдельно остановился на характеристиках Data-driven Science и описании принципа приращения ценности научной информации.
Доцент кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (МГЮА) Елена Алексеевна Моргунова в докладе «Правовые аспекты формирования библиотечного фонда и оказания библиотечных услуг с использованием ИИ» проанализировала возможные сферы использования ИИ в библиотеках: автоматизация учета, индексация, классификация, отслеживание поступлений новой литературы и анализ необходимости закупки, анализ использования литературы, восстановление рукописей, определение местонахождения книг, оказание справочные услуги, составление обзоров и др. В связи с этим необходимо ответить на целый рад вопросов: происходит ли использование объектов авторского права при использовании ИИ; являются ли результаты работы ИИ охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и если да, то чьи это права; возникают ли права у библиотеки, так как к в результате деятельности библиотеки тоже что-то создается. Елена Алексеевна Моргунова пояснила подход законодателя к определению того, что является «использованием произведения», в каких случаях действия с объектом квалифицируются как использование, имеет ли при этом значение использование или неиспользование ИИ, каковы права и возможности библиотек и границы их прав и возможностей, каковы границы свободного использования. В докладе отмечается важность развития практики честного использования (fair use), так как законодательство неизбежно будет немного отставать от реальной ситуации. Отдельного рассмотрения требуют вопросы, связанные с лицензионными договорами, определяющими права и возможности издателей.
Андрей Олегович Федоров, главный аналитик отдела информационных систем и электронных ресурсов библиотеки НИУ «Высшая школа экономики», в докладе «Использование искусственного интеллекта в поиске научной информации» проанализировал возможности использования технологий ИИ в написании научных работ и анализе публикационной активности. В докладе обозначены существующие сложности в поиске информации и способы их решения с помощью технологий ИИ. Андрей Олегович подчеркнул, что постоянно появляются новые сложности, возникающие именно в связи с использованием ИИ. Не случайно словом года в 2023 году стало слово «галлюцинировать» (от англ. hallucinate). Следовательно, крайне актуальной становится проблема фейков и необходимость обратить особое внимание на верификацию информации. На конкретных кейсах Андрей Олегович Федоров показал, для каких целей и как именно ИИ может использоваться в исследовательской работе на разных ее стадиях, привел примеры поиска и анализа научной информации, извлечения релевантной информации с помощью ИИ. В заключение Андрей Олегович Федоров рассказал о позиции ВШЭ к использованию ИИ в учебной и научной работе.
Эльвин Сахаватович Теймуров, директор Высшей школы права (МГЮА), подчеркнул необходимость развития информационной культуры вуза. В докладе «Информационная культура вуза: субъектная позиция библиотеки и образовательные решения» Эльвин Сахаватович Теймуров остановился на проблемах, связанных с необходимостью правового регулирования библиотечной деятельности. По мнению докладчика, отдельного внимания требуют проблемы, связанные с требованиями к наукометрическим показателям, применяемым для оценки работы преподавателей и студентов. В связи с этим в вузах формируются новые практики, влияющие на работу академических библиотек, расширяя их функции и полномочия. Доклад подчеркивает необходимость повышения информационной культуры в вузах и корректировки требований к публикационной активности. При этом необходимо помнить, что у студентов и преподавателей возникают сложности при работе с информацией, и отчасти эти проблемы могут быть решены академическими библиотеками. Отдельно отмечена возможная и желательная роль библиотек в развитии и совершенствовании информационных компетенций в вузах.
Роман Михайлович Янковский, заведующий Центром трансформации юридического образования НИУ «Высшая школа экономики», в докладе «Учебник, созданный искусственным интеллектом: теория и практика» отметил, что эксперименты ВШЭ с созданием учебников с помощью ИИ вызваны нехваткой учебных и методических материалов при формировании инновационных программ ВШЭ. В основном, использование ИИ для подготовки учебников подразумевает использование ботов и других технологий ИИ для расшифровки лекций «на лету» и создания на основе расшифрованных лекций пособий, что значительно расширяет возможности вуза. Благодаря ИИ создаются новые по своей форме пособия — комплексные пособия, которые можно сравнить с конспектами лекций, объединенными с практическими заданиями, которые при этом постоянно обновляются и снабжены большим числом ссылок на другие материалы. Изучение возможностей ИИ показало, что ИИ вполне способен сформировать вопросы и задания к материалам, а новые поколения ИИ все более защищены от «галлюцинирования» при составлении списков источников.
Максим Александрович Хохряков, директор Института сетевого и онлайн-образования Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) посвятил доклад возможностям и преимуществам электронных (мультимедийных) учебников и онлайн-курсов. В докладе отмечено, что на протяжении всей истории формы передачи знаний изменялись: от устных лекций до книг, которые стали общедоступными после изобретения книгопечатания. Сейчас ситуация изменяется кардинально: дефицит информации сменился ее переизбытком, и информация сейчас представлена в самых разных видах. Лекции и учебники вынуждены конкурировать с другими формами подачи информации и передачи знаний. Изменяется и сам потребитель информации: студентам стало сложнее воспринимать информацию в традиционных формах. В качестве примера нового формата учебника приводится формат «лонгрид», который удовлетворяет требованию применения новых подходов в подаче учебных материалов.
Экосистему цифровых коммуникаций участникам НПК представили директор по развитию Группы IT-компаний «Unicomm.pro» Дмитрий Игорьевич Ярмоленко и ведущий аналитик Группы IT-компаний «Unicomm.pro» Александр Александрович Масленников в докладе «Экосистема цифровых коммуникаций UnicChat с модулем ИИ: возможности и перспективы повышения эффективности в библиотечной деятельности». Комплексное решение на базе «UnicChat» позволяет преодолеть основные общие неудобства и опасности электронных коммуникаций. В докладе перечислены возможности платформы для организаций, в том числе – широкий ассортимент предложений для библиотек и высокие интеграционные возможности всех компонентов системы с другими цифровыми решениями. Отдельного внимания заслуживает модуль «AI UnicChat», функции и возможности которого позволяют интегрировать технологии ИИ в работу библиотек и образовательной сферы, с целью повысить качество введения новой информации в пользовательский оборот, и предоставить возможность корректного и систематизированного ограничения использования любых ИИ в работах пользователей.
Алексей Леонидович Еманов, руководитель направления развития ООО «НИЦ ИНФРА-М» представил доклад на тему «Легитимность цифровых фондов ЭБС Znanium: нормативно-правовые документы, порядок формирования и соблюдение авторских прав». В докладе освещаются особенности юридического оформления взаимоотношений между правообладателем и агрегатором, представлена нормативная база, в соответствии с которой формируются фонды ЭБС, приведены критерии отбора материалов для «собственной» литературы (издания ИНФРА-М) и для сторонней. Алексей Еманов отметил, что организация сотрудничества с поставщиками контента ЭБС опирается на баланс между правами правообладателей материалов и интересами клиентов платформы. При этом обеспечение юридической чистоты документов является одним из приоритетов в работе ЭБС.
Павел Дмитриевич Ванюков, аспирант кафедры интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), пояснил вопрос, связанный с цитированием аннотаций статей в научной деятельности и защитой авторского права. Ссылаясь на определение аннотации, Павел Дмитриевич отвечает на вопрос: требуется ли согласие автора при использовании аннотаций? Для общедоступных библиотек и академических (ведомственных) библиотек ответ на этот вопрос может быть разным. Сейчас сложилось три подхода. Согласно первому подходу, аннотация является частью произведения, а часть произведения является объектом авторского права. Следовательно, на ее использование требуется согласие автора. Согласно второму подходу, аннотация является производным произведением, а значит является объектом авторского права, и ее использование тоже требует согласия автора. Согласно третьему подходу, согласие автора не требуется, так как аннотация является сообщением о факте или событии, в котором отсутствует творческий характер. В своей практике суды склоняются к третьему подходу, однако будет нелишним прояснение этого момента в Гражданском кодексе, так как на настоящий момент этот вопрос является зыбким и спорным.
Андрей Владимирович Соколов, директор по развитию ООО «Айбукс»Соколов (Айбукс), в сообщении, посвященном сервису «MyLoft», рассказал о том, как с его помощью можно наладить работу с электронными ресурсами и их пользователями. Сервис «MyLoft» – это индийская разработка с хостингом в России, инструмент для доступа к контенту в любое время из любой локации. Благодаря «MyLoft» пользователям обеспечивается бесшовный доступ к базам данных, библиотекам и коллекциям, доступным в организации по подписке, при этом возможна интеграция с дискавери-сервисами, электронным каталогом и другими сервисами.
Александр Андреевич Сафонов, академический директор Образовательной платформы "Юрайт", представил подробный и методически проработанный доклад, посвященный «Формату электронного курса образовательной платформы «Юрайт», его взаимодействию с авторами, разработкой, апробацией и актуализацией». В докладе представлена концепция контент-плейса, описаны возможности платформы «Юрайт» для авторов учебных курсов. Александр Сафонов обозначил задачи, стоящие перед платформой, рассказал о том, какими правами обладает платформа, а какими — авторы при создании курсов. Доклад освещает вопросы конструирования электронных курсов, их целях, условиях и средствах их создания.
Аркадий Владимирович Халюков, генеральный директор Компании «Пульс науки» представил доклад «Наукометрия в университетской библиотеке: что было, что будет, чем сердце успокоится», в котором сообщил участникам НПК о истории наукометрии, ее использовании в вузах для оценки эффективности работы профессорско-преподавательского состава, о том, как выглядит на данный момент вузовская наукометрия. В докладе проанализированы перспективы применения наукометрии на современном этапе, представлены возможности компании «Пульс науки» для решения актуальных вопросов оценки эффективности труда преподавателей вузов.