Национальные проекты: от стабилизации — к развитию
Главная/ Новости/
Национальные проекты: от ...

Национальные проекты: от стабилизации — к развитию

Минфин и Минэкономразвития представили концепцию новой системы управления финансами, основанную на логике реализации нацпроектов. Цель – повысить эффективность госинвестиций.  Между тем до 2024 года активно ведется работа над новыми нацпроектами «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост». Готовят их по майскому указу Президента. Благодаря нацпроектам можно узнать о планах государства - куда оно вложит ресурсы и какие условия создаст для частной инициативы. О финансировании национальных проектов, проблемах и путях их решения в интервью телеканалу «Известия» рассказала первый проректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Елена Грачева.

- Приоритетные национальные проекты без всякого преувеличения стали важным явлением в жизни Российской Федерации. В 2006 году в их реализацию включились не только институты федеральной, региональной, местной власти, но и значительная часть общества. Однако почему так выходит, что деньги на национальные проекты выделяются, а использовать их органично не получается?

Национальные проекты представляют собой многоуровневые программы, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности нашего общества и поэтому ожидать, что так быстро все исполнится, мне кажется, нереально.

Есть позиции достаточно конкретные. Например, для развития отечественного кинопроизводства и проката фильмов должен увеличиваться прокат именно российских фильмов.

Есть программы, которые предполагают развитие здорового образа жизни. В данном случае цели носят общий характер, и достичь их даже в эти несколько лет, которые выделены на реализацию данного проекта недостаточно.

Состоялся у нас Чемпионат мира по футболу, спортивных объектов построили очень много, но это не значит, что в эти года все сразу стали заниматься спортом. Это означает, что нужно вести еще очень большую воспитательную и социальную работу с населением.

Сама идея национальных проектов, мне кажется, весьма плодотворной. Она позволяет сконцентрировать финансовые и человеческие ресурсы на самых ключевых позициях нашего общества. Здесь должно быть максимум усилий исполнительной власти для того чтобы реализовались в самое ближайшее время. Мы знаем, что они рассчитаны до 24 года, уже 20 год на пороге и много еще не сделано.

Есть опасение что не все проекты будут реализованы и повторяю причин гораздо больше нежели нам кажется на этой стадии.

- В чем сложность траты государственных денег при реализации национальных проектов, какие есть этапы траты этих денег?

В соответствии с бюджетным законодательством, средства на национальный проект выделяются из бюджета не в полном объеме сразу, а поэтапно – это как при строительстве дома: сначала средства выделяются на изготовление и заливку фундамента, а затем стен и так далее.

Первоначально средства выделяются на начальные мероприятия под жестко определенные цели.

- Сегодня в интернете появилось видео, на котором мы видим асфальт, который составляет высоту 1,5 метра. Как так произошло, учитывая, что рядом нет ни одного населённого пункта?

Я не видела этой информации, но я предполагаю, что за всем этим стоит просто личный и финансовый интересы. Возможно у фирмы, которая укладывала этот асфальт, есть возможность тратить средства, которые выделяются на достижения цели.

Значит, эти субъекты знают, что их не будут проверять, а если и проверяют, то им ничего не будет. Я повторяю, что правовые механизмы у нас существуют, но реализация их зависит от того, кто применяет эти нормативные акты. Это контролирующие органы, которые должны усилить свое внимание и конечно привлечение к ответственности. Нет ничего более страшного как отсутствие ответственности и это порождает безнаказанность людей за то, что они нарушают закон.

Поэтому здесь нет никакой загадки и никакой проблемы в том, чтоб привлечь к ответственности тех, кто так вопреки закону израсходовал эти средства. Это прямое нарушение, здесь нет никаких тайн, тут все понятно и нужно принимать меры.

- Насколько дорого государству обходится прокладывать асфальт, особенно в такую высоту?

Я думаю, что какой-то единой цены не существует, потому что это зависит от территории, от самой дороги. В условиях вечной мерзлоты стоимость укладки асфальта будет одной, в степи – другой. Государство в целом теряет очень много и потери исчисляются не только потерей средств бюджета, которые ушли в чужие карманы. Потери исчисляются тем, что среди населения возникает такое безразличие. Когда люди перестают верить, что виновного можно привести к ответственности, то нет веры в деятельность правоохранительных органов, судебной системы и в систему власти в целом. Мне кажется эти потери самые страшные.

Масштаб и многогранность национальных проектов позволяют говорить о том, что сама их идея выходит далеко за рамки отдельных, пусть даже очень крупных государственных программ. Речь идет об изменениях, которые отражаются и будут отражаться на социально-экономической, психологической, общественной и, в конечном счете, политической сферах развития страны. Эти результаты являются никак не менее важными, чем достижение плановых отметок по всем приоритетам. И в этом необходимо отдавать себе отчет.

О развитии национальных проектов можно узнать на сайте Правительства Российской Федерации.

 

Читайте также