Игорь Исаев: Конституция объединяет нас всех
Главная/ Новости/
Игорь Исаев: Конституция ...

Игорь Исаев: Конституция объединяет нас всех

День Конституции завершил прошлую неделю в Российской Федерации. Накануне праздника, 11 декабря 2020 г., Председатель Конституционного Cуда РФ В. Д. Зорькин охарактеризовал новые поправки как обновление Конституции РФ в рамках ее фундаментальных основ, не изменивших ее, но конкретизировавших: «…Конечно, ничего за 30 лет не было более фундаментального, чем это комплексное изменение, которое затронуло сферы прежде всего конституционных гарантий прав граждан, социальных прав, структуру власти — внесло больший баланс между властями».

Событие этой недели — 17 декабря 2020 г., Ежегодная пресс-конференция Президента РФ — вновь актуализировало дискуссию о конституционных новеллах. Отвечая журналистам, В. В. Путин прокомментировал принятие поправок именно в 2020 г., обратившись к истории государства и права, к рождению Конституции РФ «в сложных условиях гражданского противостояния» 1993 г. Сопоставляя социально-политическую обстановку двух эпох, Глава государства особо подчеркнул произошедшую за этот период модификацию приоритетов государственной политики. Во многом благодаря этому сегодня «граждане стали авторами поправок в Основной закон Российской Федерации».


Конституция обладает исключительным потенциалом. Она способна стабилизировать и трансформировать нашу жизнь как ни один другой источник права. Одновременно ориентируясь на неизменность системы (constans) и на процессы оформления, создания нового («конституирование»), этот акт диалектически соединял в себе множество тенденций и аспектов. Путь конституционного строительства никогда не будет финальным. Б. А. Кистяковский полагал, что «каждое конституционное государство должно пройти ряд стадий в своем развитии, достичь которых удается только путем больших усилий и упорной борьбы, пока оно не выработает и не приспособит к себе этих форм и институтов…»

Конституция как высшая базовая норма — значимый символ всего публичного права. Начиная с XIV в. государство как «публичная корпорация» одерживает в Европе верх над феодальной организацией, стремясь юридически олицетворять всю нацию. Политическим средством этого превращения служит конституционный режим, в котором отдельные законы вполне сознательно представлены выше всех остальных законов.

Конституция — это не просто закон, пусть даже высший. Это наши правила жизни. Мы их выбираем, принимаем, им следуем. Популярное определение «закон есть выражение общей воли» (ст. 6 Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 г.) подразумевает императивный нормативный характер акта права. Превращение идей большинства в закон еще не говорит о непогрешимости последнего. Меньшинство может иметь и другое мнение, и идеи, не менее определенные. Непогрешимость закона так и останется иллюзией революционной теории общей воли и нормативизма. Закон в конечном счете может быть и неправовым.

Конституция предполагает и предписывает определенное понимание такого феномена, как социальное и правовое единство народа. Поэтому в преамбуле Конституции РФ звучат такие слова: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле», а далее, в одной из новелл, ч. 2 ст. 67.1: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков… признает исторически сложившееся государственное единство». Солидаризация возможна не на основе императива, а лишь на договорных началах, что дает надежду на новые гармоничные отношения между государством и человеком в нашей стране, развитие максимального многообразия форм гражданского общества. 

Солидарность — в определенной степени категория воображаемая. Нигде и никогда не существовало идеальной завершенной солидарности, поэтому чаще всего она и оставалась лишь лозунгом и призывом. Тем не менее ее утопичность не исключает движение общества в современном мире (особенно в условиях пандемии, экономического упадка, кризиса государственного управления) к целостности, порядку, единству — основным составляющим солидарности. Ни монолог власти, ни диалог власти и населения, ни какие иные противопоставления государства социуму не способны конструировать актуальную правовую реальность, а лишь порождают аномию. Суверенная целостность, правовой порядок, единство государства и граждан фундированы в конституцию, тогда и законы будут «справедливы, но не потому, что они соотносятся с какой-то внешней природой, а потому, что законодатели сами состоят из тех же граждан, подчиняющихся этим законам» (Ж.-Ф. Лиотар).

Новеллы Конституции РФ и в этом свете задачи юридической науки — доминанты проблематики традиционных XVIII Кутафинских чтений в конце ноября. 

Очарование динамизмом конституционного бытия и одновременно идеация справедливости в конституции — вот что может получить историк права, познавая конституционные процессы.


27 ноября 2020 г. с 12.00 до 15.00 мск интерактивная видеоконференция «Конституционное строительство: историческая динамика, антропологические основания» на платформе Zoom объединила 106 участников разных специальностей (юристов, философов, историков, политологов, социологов, экономистов, филологов, культурологов и др.) из 80 вузов, НИИ, государственных органов, общественных и коммерческих организаций 36 городов (Москва, Вена, Душанбе, Минск, Нур-Султан, Астрахань, Барнаул, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Елецк, Иваново, Казань, Краснознаменск, Краснодар, Калининград, Махачкала, Мурманск, Нижний Новгород, Новосибирск, Новокузнецк, Омск, Оренбург, Орск, Пенза, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Санкт-Петербург, Севастополь, Тверь, Якутск) пяти стран (Австрия, Белоруссия, Казахстан, Россия. Таджикистан).

Актуальные темы конституционализма с позиции истории государства и права нашли свое отражение в направлениях работы международной научно-практической конференции:

— инструментализация права в политических целях: конституция как историческая матрица и политический ресурс;

— прошлое, настоящее, будущее конституции: к вопросу о форме и содержании;

— конституционализм и конституционная идентичность государства: смена парадигм и эпистем;

— конституционно-правовые нормы в системе антропоцентризма и социоцентризма;

— гуманизм и социальная справедливость конституции: закон и истина в утопии

— абсолютизация и конституционное ограничение прав и свобод человека: генезис, интенции, концепты;

— рациональные и иррациональные начала конституционного правопонимания, правотворчества, правосудия;

— конституционно-правовое пространство и полиюридизм: история взаимодействия правовых культур.

Миссия международной научно-практической конференции — систематизация и обобщение зарубежного и национального опыта конституционного строительства; раскрытие институционально-функциональной сущности конституции; представление статики и динамики, основных тенденций конституционализма; конституционно-антропологическое измерение политико-правовой доктрины и юридической практики — повод для размышлений и дальнейшей научной дискуссии, которую мы с вами продолжим в рамках проекта #LegalHistory&FutureTalks. 

О международной научно-практической конференции кафедры истории государства и права и о проекте подробнее можно узнать:

+7-929-990-56-20 (WhatsApp)

lhf-talks@mail.ru

lhf-talks.ru

С полной версией международной научно-практической конференции «Конституционное строительство: историческая динамика, антропологические основания» вы можете ознакомиться, просмотрев трансляцию: 

Читайте также