В условиях коренных изменений, происходящих в российском обществе, государстве, политике, экономике, праве, не может оставаться неизменной и юридическая наука, частью которой является уголовное право. Особое значение приобретает уголовная политика как синтезированная отрасль научного знания и как специфическая сфера законотворческой, правоприменительной и управленческой деятельности по противодействию преступности. Уголовная политика должна адекватно и своевременно реагировать на изменения в социально-экономическом устройстве страны, идущей по пути формирования капиталистических общественных отношений, на влияние процессов глобализации, связанных с возрастающей интеграцией России в мировую экономику и политику, на количественные и качественные изменения преступности.
В этой ситуации необходим научный поиск новых, отражающих реальное положение дел и прогнозируемые перспективы, мер социально-правового механизма эффективного противодействия преступности, обеспечения правопорядка и, в целом, внутренней национальной безопасности Российской Федерации. Важное место здесь имеют уголовно-правовые меры воздействия на преступность, разработку которых на фундаментальном (теоретическом) и прикладном (практическом) уровне призвана обеспечить наука уголовного права. Вместе с тем, следует сказать, даже среди ученых – криминалистов, как раньше называли тех специалистов, которые занимались исследованием проблем преступности и преступлений, нет единодушия в оценке нынешнего состояния уголовно-правовой теории и перспектив ее дальнейшего развития.
Основываясь на анализе проблемных ситуаций, можно предположить, что наиболее важными направлениями дальнейшей разработки научных и прикладных проблем уголовного права и уголовной политики будут выступать исследования:
1) теоретического обоснования и разработки предложений для определения государственной политики борьбы с внутренними угрозами национальной безопасности, прежде всего преступностью и иными правонарушениями. При этом особое внимание следует уделить новой концепции взаимоотношений и общества, складывающейся на основе реализации уголовно-политических задач по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, укрепления и расширения демократических основ и всего конституционного строя Российского государства. При изучении проблем разработки и реализации уголовной политики основные усилия сосредоточить на неблагоприятных криминологических тенденциях терроризма и преступлений экстремистского характера; организованной, профессиональной преступности и коррупции; криминальной экономической деятельности; организации незаконной миграции; преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и оружия; - и, соответственно, на выработке адекватных мер борьбы с ними;
2) эффективности уголовно-правового воздействия на преступность, включая:
- обеспечение стабильности и системности Уголовного кодекса Российской Федерации;
- поддержание баланса между либерализацией (гуманизацией) уголовного закона в отношении деяний, не представляющих значительной общественной опасности, и ужесточением уголовной ответственности за тяжкие и особо тяжкие преступления;
- создание алгоритмов, позволяющих при сохранении стабильности и системности уголовного законодательства своевременно, адекватно и эффективно реагировать на традиционные и новые криминальные угрозы внутренней безопасности Российской Федерации;
3) предупредительной функции государства как основного направления противодействия преступности, поскольку уголовно-правовой ресурс (возможности уголовной репрессии) в борьбе с ней в значительной степени ограничены или даже вовсе исчерпаны. В этой связи нуждается в научной проработке идея о восстановительном характере уголовной юстиции и всей уголовной политики;
4) вопроса о целесообразности признания субъектом экологических, налоговых и иных экономических преступлений юридических лиц и проработка механизма реализации их уголовной ответственности;
5) природы, содержания и форм реализации предупредительной функции уголовного права, в том числе с помощью компромиссных уголовно-правовых норм, норм стимулирующего и поощрительного характера;
6) вопроса о возможности отнесения к источникам уголовного права судебной практики и, в частности, постановлений Пленума Верховного Суда РФ и определений высших судебных инстанций РФ и субъектов Федерации.