Научные кружки
Уважаемые студенты!
Кафедра иностранных языков приглашает вас принять участие в работе студенческого научного кружка по латинскому языку
Руководитель кружка: А.В. Логинов кандидат исторических наук, доцент кафедры иностранных языков Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
avloginov@msal.ru
1. Планируемые заседания (дату уточнять у руководителя кружка)
Октябрь 2023 г.
Организационные вопросы. История текста «Институций» Гая.
Ноябрь 2023 г.
Чтение, перевод и комментирование Gai Institutiones III. 110-114
Декабрь 2023 г.
Чтение, перевод и комментирование Gai Institutiones III. 115-117
Январь 2024 г.
Чтение, перевод и комментирование Gai Institutiones III. 118-120
Февраль 2024 г.
Чтение, перевод и комментирование Gai Institutiones III. 121-122
Март 2024 г.
Чтение, перевод и комментирование Gai Institutiones III. 123-124
Апрель 2024 г.
Чтение, перевод и комментирование Gai Institutiones III. 125-126
Май 2024 г.
Чтение, перевод и комментирование Gai Institutiones III. 127

2. Чтение, перевод, интерпретация «Институций» Гая

На заседаниях кружка по латинскому языку предлагается разобрать систему личных способов обеспечения исполнения обязательств в римском праве классического периода его истории (adstipulatio, sponsio, fidepromissio, fideiussio). Изучение правовых институтов предполагается провести на материале текста из III книги «Институций» Гая, который дает представление о состоянии этой системы именно в классический период истории римского права, а именно во II в. н. э. «Дигесты» Юстиниана, другой наш основной источник по римскому праву классического периода, отражают изменения, которые произошли со системой личных способов обеспечения исполнения обязательств в поздней античности. При работе с латинским текстом можно пользоваться как опорой переводом, выполненным под редакцией Д. В. Дождева. На занятиях будут разбираться последовательно отдельные части текста Гая. Студенты должны использовать свои знания о способах обеспечения обязательств из курса гражданского права. Эти знания позволят сравнить правовые институты римского права и современного российского (поручительство, независимая гарантия). Занятия в рамках кружка по латинскому языку — сугубо добровольное дело студента. Поэтому он сам решает, как будет готовиться к чтению текста Гая. Он может привлечь дополнительную литературу о способах обеспечения исполнения обязательств в российском гражданском праве. Чтобы восприятие текста римского юриста было наиболее полным и полезным, чтение дополнительной литературы, конечно, рекомендуется. Посоветовать также можно литературу по римскому праву. Рекомендуется только та литература, доступ к которой возможен с персонального компьютера студентов. Студенты-юристы должны уметь пользоваться интернет-поиском, электронно-библиотечными системами (в первую очередь «Znanium») и справочно-правовыми системами («Консультант плюс», «Гарант», «Кодекс» и т. д.). Библиотека Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА) предлагает доступ ко многим электронным ресурсам. В идеале участники кружка должны совместно провести сравнительное исследование институтов римского и современного российского права. Подобное исследование будет обладать научной новизной и, возможно, направит будущие исследования участников кружка в области гражданского права. Сравнительный анализ приводит также к более глубокому пониманию институтов современного российского и не только права. Хотелось бы сразу сказать, что в римском праве классического периода нельзя найти примитивную или неразвитую систему обеспечения исполнения обязательств, так как в Риме были развитые кредитные отношения, существовали профессиональные ростовщики (faeneratores) и банкиры (argentarii). До нам дошли даже архивы римских банкиров I в. н. э. на восковых дощечках (архив Сульпициев, архив Цецилия Юкунда и т. д.). Эти архивы свидетельствуют об очень развитых гражданских правоотношениях. В качестве словарей рекомендуется пользоваться «Латинской-русским словарем» И. Х. Дворецкого, который также представлен в современных онлайн-словарях. Однако словарь И. Х. Дворецкого составлен в первую очередь на основе литературных произведений, поэтому для понимания значения юридических терминов рекомендуется обращаться к словарю Ф. Ф. Дыдынского, который есть в интернете, а для понимания правовых реалий — к словарю М. Бартошека. Стоит отметить, что задача подобных занятий не в том, чтобы прочитать как можно больше текста за занятие, а, наоборот, постараться глубже понять текст «во всей совокупности внутренних аспектов и внешних связей». Особенностью античных текстов является то, что поверхностная интерпретация чаще всего является неполной или иногда даже ошибочной. Именно поэтому для интерпретации античных памятников идеально подходит формат занятия, который в отечественной традиции называется «медленным чтением», а в западной — ридинг-группой (от reading). Кропотливая работа над текстом римского юриста вознаградится новым опытом и знанием, которые невозможно получить из научной литературы по соответствующей теме. Если говорить о разбираемом тексте «Институций» Гая (III. 110-127), то следует сказать, что мы принимаем реконструкцию текста, представленную в издании под редакцией Д. В. Дождева. Однако в трудно читаемых местах возникнет необходимость обратиться к другим изданиям (в первую очередь Э. Зекеля и Б. Кюблера), чтобы посмотреть варианты, предлагаемые другими издателями.

3. Выступления студентов с научными докладами

Предполагаются выступления студентов с научными докладами на заседаниях кружка. Для подготовки докладов предлагается использовать специальное учебное пособие, созданное для написания докладов по римскому праву: История Древнего Рима. Тексты и документы. Часть вторая. Римское право и общество. Под ред. В. И. Кузищина. М., 2005. В этом пособии приводятся ссылки на научную литературу и фрагменты переводов источников по разным темам, связанным с римским правом. Авторы пособия предполагали, что студенты еще не смогут сами переводить тексты источников для доклада, и не приводили латинский текст. Но его можно посмотреть на: https://droitromain.univ-grenoble-alpes.fr/ Цель составителей пособия была в том, чтобы развить навыки работы с римскими правовыми текстами. Доклад должен быть подготовлен в письменной форме, обязательно с опорой на источники. Доклад на заседании научного кружка представляет собой итог самостоятельной исследовательской работы и не может быть компиляцией текстов из интернета. Оппонент и руководитель кружка должны получить текст доклада минимум за три дня до выступления докладчика. Продолжительность доклада — до 30 минут. Предлагаются 24 примерные темы докладов, которые сгруппированы в 8 разделов. Это именно примерные темы, в ходе работы над докладом их можно скорректировать. Участник кружка может предложить и свою тему доклада.

I. Источники римского классического права (ссылки на научную литературу указаны на стр. 9 пособия, источники приведены на стр. 9-25)

Темы докладов

1. Принцип bonum et aequum как основа древнеримского правотворчества.

2. Концепция естественного права в учении Цицерона и в римской юридической науке.

II. Система права лиц и структура римской патриархальной семьи (ссылки на научную литературу указаны на стр. 50, источники приведены на стр. 50-62)

Темы докладов

3. Личность в структуре римской патриархальной семьи

4. Potestas как выражение полноты гражданского статуса

5. Виды подвластного состояния в римском классическом праве

6. Формы изменения личного статуса в римском праве

III. Формы имущественной самостоятельности подвластных лиц (источники приведены на стр. 65-104)

Темы докладов

7. Пекулий и развитие имущественной самостоятельности подвластных лиц

8. Аналоги института прямого представительства в римском праве

9. Юридическое обеспечение участия подвластных лиц в гражданском обороте

IV. Брак и семья по данным «Дигест» (ссылки на научную литературу указаны на стр. 121, источники приведены на стр. 122-133)

Темы докладов

10. Положение женщины в Риме в I-IV вв. н.э.

11. Семейное имущество и принципы его наследования

V. Приобретение собственности и владения (ссылки на научную литературу указаны на стр. 135, источники приведены на стр. 135-162)

Темы докладов

12. Способы приобретения собственности по учению римских юристов.

13. Понятие вещи как объекта собственности в римской классической юриспруденции.

14. Философские основы классификации способов приобретения собственности в римском праве.

15. Способы приобретения владения по учению римских юристов.

16. Основание приобретения владения (iusta causa possessionis) как критерий юридического владения в римском праве.

17. Учение о естественном праве применительно к праву собственности и владению в римской классической юриспруденции.

VI. Предиальные сервитуты (источники приведены на стр. 164-195)

Темы докладов

18. Понятие земельного участка в римской юридической науке и его типичные характеристики

19. Развитие сервитутного права и свобода частной собственности на землю

VII. Узуфрукт как право владения и пользование чужой вещью (ссылки на научную литературу указаны на стр. 198, источники приведены на стр. 198-221)

Темы докладов

20. Узуфрукт и право собственности – опыт юридического оформления хозяйственных потребностей.

21. Узуфрукт и право собственности – проблема согласования различных интересов по поводу вещи.

22. Конструкция узуфрукта — демонстрация достижений римской классической юриспруденции.

VIII. Институт брака в императорских конституциях IV в. (источники приведены на стр. 272-277)

Темы докладов

23. Эволюция института брака в начале IV в.

24. Влияние христианских идей на законодательство императора Константина Великого о браке.