Отзывы студентов об образовательном процессе

Обучающиеся группы ИППУ21-02Д-НБ
Института публичного права и управления
Московского государственного юридического университета
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Блохина Ирина Сергеевна

Корсакова Алена Алексеевна

Туктарова Алия Равильевна

Интерактивный диалог

Изучение философии для студентов – юристов предполагает уяснение значимости философских представлений относительно ценности права, государства и роли морали. Наряду с традиционными формами изучения философии, мы имели возможность обратиться к новым способам понимания значимости философии для дальнейшей профессиональной деятельности.

В рамках изучения курса «Философия» и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины, нами были подготовлены ролевые сообщения о философских взглядах известных мыслителей. Особенность данной ролевой игры заключается в предоставлении возможности студентам нашей группы выступить в форме диалога по основным позициям философов, которые имеют актуальность для понимания права, назначения государства и роли морали в соотношении с правом и государством. Такие интерактивные формы учебного процесса включали в себя следующее:

1. Диалог И. Канта и Г. Гегеля о праве, государстве, морали: основы философских позиций;

2. Диалог Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо об устройстве общества и государства;

3. Диалог Никколо Макиавелли и И. Канта о значении нравственности для человека и государственного управления.

Для подготовки диалога были определены участники, студенты нашей группы – представители философских идей каждого мыслителя. Для подготовки интерактивного диалога преподавателем, который проводит наши практические занятия — профессором О.Ю. Рыбаковым были представлены их произведения:
Г. Гегель «Философия права»; И. Кант «Критика чистого разума» и «Критика практического разума»; Ж.-Ж. Руссо «Об общественном договоре, или принципы политического права»; Т. Гоббс «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского»; Никколо Макиавелли «Государь».

Для подготовки к интерактивному диалогу мы изучили работы этих мыслителей прошлого и постарались проникнуть в понимание существа их отношения к рассматриваемым вопросам.

В завершение диалога представляемых философов, мы могли задать интересующие нас вопросы представителю каждого мыслителя – участнику диалога.

Мы с интересом пользовались уникальной возможностью получить ответы от философов на злободневные вопросы и вступить в дискуссию с величайшими мыслителями различных эпох. Участники диалогов в ходе бесед давали разъяснения относительно учений и подчёркивали их значение в формировании правосознания юриста.

Особенность данной формы изучения взглядов мыслителей состоит как в изучении их взглядов, так и в возможности в формате диалога суметь доказать их значение, особенность для осмысления фундаментальных вопросов, которые могут иметь значение для современности. Философские взгляды мыслителей не совпадают, и именно диалогичная форма позволяет прояснить ценность фундаментальных ценностных оснований права и государства.

Нам хотелось бы отметить наше отношение к данной форме учебного процесса и её актуальность. Она состоит в моделировании острой дискуссии с максимальным вовлечением студенческой аудитории. Столкновение мнений, аргументированная беседа оппонентов и отстаивание позиций позволяют привнести в повседневный интеллектуальный труд игровые элементы и успешно усвоить учебный материал без отхода от содержания практического занятия.

Так, диалог И. Канта и Г. Гегеля – это диспут о вопросах, волнующих юристов различных эпох: о происхождении права и государства, роли и месте морали в системе ценностей правоведов. Практическое значение диалога заключалось в аргументированном противопоставлении верховенства естественного и позитивного права, конституционной монархии и республики
и т.д. Не остался без внимания и категорический императив Иммануила Канта и критика его содержания Георгом Гегелем.

Тем не менее в процессе дискуссии мы уяснили важную мысль, проходящую красной нитью через времена и поколения и являющуюся общей для обоих мыслителей: нравственность — основа человеческого выбора в идеальном обществе, а мораль — ее важнейший принцип.

Диалог Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо также охватил немало значимых вопросов об устройстве общества и государства. В рамках этого обсуждения были освещены существенные различия в сути теории общественного договора Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо. Так, этими мыслителями по-разному описываются догосударственные состояния людей, а также их конкретные мотивации по заключению общественного договора. С точки зрения Т. Гоббса, жизнь людей в естественном состоянии была бы неуправляемой, асоциальной, руководимой постоянным страхом за свою жизнь, поскольку каждый может ее отнять. Следовательно, страх становится основной мотивацией людей к заключению договора, чтобы больше не находиться в состоянии анархии. Теория общественного договора Ж.Ж. Руссо, в свою очередь, основывается на народном суверенитете: свобода возможна только там, где народ напрямую правит и сам для себя избирает основные нормы. Таким образом, общественный договор у Ж.Ж. Руссо заключается ради демократии и получения общественной пользы, поскольку в догосударственном состоянии каждый поступает в соответствии со своими личными интересами.

Из этого следует, что в качестве идеального типа правления в новом государстве эти мыслители защищают разные политические режимы: Т. Гоббс считает лучшим из возможных монархию, причём весьма авторитарную, а Ж.Ж. Руссо отстаивает либерально-республиканские идеи.

Самым противоречивым оказался диалог Никколо Макиавелли и Иммануила Канта о значении нравственности для человека и государственного управления. Эти мыслители жили и творили в разные эпохи, что во многом сказалось на их общественно-политической мысли. И. Кант отдаёт приоритет достоинству и способности людей использовать свой разум, для него поступок не может быть оправдан результатом, в то время как Никколо Макиавелли пессимистично оценивает возможности человеческой природы и является автором небезызвестного высказывания «цель оправдывает средства». Оба философа признают основные элементы человеческой природы и тем самым формулируют свои теории. Признание животного начала является сходством их теорий. Они также согласны с тем, что люди признают некоторые основные моральные принципы справедливыми и несправедливыми, но по-разному их соблюдают.

В заключение хотим отметить, что обращение как к традиционным, так и к новым способам изучения дисциплины «Философия» для студентов – юристов не только способствует практическому уяснению значимости философских представлений относительно ценности права, государства и роли морали, но и развивает творческое и критическое мышление нового поколения будущих специалистов.

Телефон кафедры: :

8 (499) 244-88-88 доб. 456, 675

Эл. почта:

Lab.kfised@msal.ru

Адрес:

Москва, ул. Садовая-Кудринская, д.9