Лаборатория инноваций «Лаборатория информационной безопасности несовершеннолетних»
Цель Лаборатории:
синергия «взрослой» и «молодежной» науки, вовлечение обучающихся в реализацию научно-исследовательских, образовательных и просветительских проектов, направленных на обеспечение психологического «иммунитета», информационной безопасности и когнитивного суверенитета детско-молодежной аудитории.

Сегодня, в условиях гибридных войн, информатизации общества, цифровизации всех сфер жизнедеятельности и активного использования технологий социальной инженерии, на первый план выходят проблемы обеспечения когнитивного суверенитета и информационной безопасности личности и государства в целом.

Внедрение современных цифровых технологий, наряду со своими позитивными экономическими эффектами, повышением доступности информации и т.д., имеют и оборотную сторону медали, оказываясь в руках манипуляторов. Так, использование big data, ботов и рекомендательных алгоритмов, нейросетей обусловливает информационный «веб-детерминизм» (когда наши прошлые клики определяют наши будущие клики), формирование пузырей фильтров, информационных колодцев, «эхокамер», в рамках которых осуществляется групповая поляризация, в том числе радикализация, интернет-пользователей, формирование в их сознании симулякров – псевдообразов, подменяющих смыслы, идеи, ценности и создающих модифицированный, деформированный, «токсичный» тоннель виртуальной реальности интернет-пользователя, в котором «царствуют» установки, противоречащие правовым или иным социальным нормам.

Интернет-пользователи, не имеющие достаточно сформированное критическое мышление, не владеющие навыками цифровой гигиены и медиаграмотности, а это, прежде всего, категория несовершеннолетних, становятся легкой наживой для манипуляторов различного толка, попадают в «идеологические сети» экстремистских, депрессивно-суицидальных, криминальных, человеконенавистнических, сатанистских, оккультных и иных деструктивных онлайн-сообществ, направленных на культивацию идей насилия и ненависти либо к окружающим (собственно агрессивные сообщества), либо к самому себе (аутодеструктивные сообщества). Подробнее о видах деструктивного контента и опасных онлайн-сообществ можно посмотреть в нашей Карте информационных угроз медиабезопасности.

К числу современных рисков и угроз информационной безопасности детско-молодежной аудитории можно отнести в том числе следующие:

  • пропаганда экстремистской идеологии, а также привлечение к террористической деятельности новых сторонников;
  • вовлечение в деструктивные молодежные субкультуры, включая движения, связанные с вооруженным нападением на образовательные организации;
  • реабилитация фашизма;
  • размывание традиционных, в т.ч. семейных, ценностей;
  • пропаганда совершения самоубийств и иного аутодеструктивного поведения;
  • пропаганда криминального образа жизни, потребления наркотических средств и психотропных веществ;
  • провокация «психологического слома», следствием которого могут стать как депрессивное состояние, так и проявление девиантного поведения, повышенной агрессии к окружающим;
  • навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;
  • искажение исторической правды, разрушение исторической памяти и т.д.;
  • распространение иной деструктивной информации;
  • неправомерная обработка и распространение персональных денных несовершеннолетних.

Работа Лаборатории информационной безопасности строится на основе форсайт-методологии, предполагающей, во-первых, прогнозирование новых угроз и рисков информационной безопасности, модификации существующих деструктивных трендов и, во-вторых, выработки адекватных правовых ответов «на опережение» в тесной кооперации с IT-специалистами.

Такая прогностическая методология предполагает комплексный подход, обусловленный интеграцией юридических, лингвистических, психологических и технических знаний для изучения деструктивных признаков информации, распространяемой в виртуальном пространстве.

В этой связи задачами Лаборатории информационной безопасности несовершеннолетних выступают:
  • роведение прогностических научных, аналитических исследований рисков и угроз информационной безопасности несовершеннолетних;
  • проведение мониторингов интернет-медиа на предмет выявления деструктивного контента;
  • овладение обучающимися навыками использования парсингов и иных IT-сервисов мониторинга интернет-медиа;
  • реализация проектов, направленных на развитие у обучающихся компетенций по созданию юридических IT-продуктов в сфере информационной безопасности несовершеннолетних;
  • разработка образовательных программ в сфере медиабезопасности образовательной среды, информационной безопасности детей;
  • проведение экспертно-аналитических исследований информационной продукции (в т.ч. деструктивных сетевых организаций);
  • реализация просветительских проектов для подростково-молодежной аудитории и родителей.

Никишин Владимир Дмитриевич

руководитель Лаборатории, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), канд. юрид. наук

Колесникова Екатерина Сергеевна

Заместитель руководителя
Карта информационных угроз медиабезопасности
Анкета для заявок на присоединение к работе в рамках САЕ

Фамилия*

Имя*

Отчество

Телефон*

Адрес электронной почты*

Институт, курс, группа, форма обучения*

Почему Вы хотите принимать участие в деятельности данной САЕ?*

Какими навыками, полезными в деятельности САЕ, Вы обладаете? (здесь можно описать Ваши навыки не только в сфере научно-исследовательской деятельности, но и, например, навыки графического дизайна, видеомонтажа, SMM-продвижения, компетенции в сфере правовой журналистики, программирования, web-дизайна и т.п.)

Защита от автоматического заполнения*

* - обязательные поля

Эл. почта:

vdnikishin@msal.ru

Адрес:

Москва, Садовая-Кудринская, д. 9, к. 203