Вопросы систематизации региональных и муниципальных правовых актов обсудили на ПМЮФ-2024
Главная/ Новости/
Вопросы систематизации ре...

Вопросы систематизации региональных и муниципальных правовых актов обсудили на ПМЮФ-2024

27 июня 2024 года в рамках XII Петербургского международного юридического форума состоялась площадка «Систематизация региональных и муниципальных правовых актов на современном этапе: вопросы обеспечения единства правового пространства».

Модератор дискуссии, ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев сообщил, что тема систематизации законодательства затрагивалась в рамках деловой программы Петербургского международного юридического форума 2023 года и в настоящее время не потеряла актуальности: «Сегодня мы бы хотели остановиться на региональном и муниципальном уровне, поскольку здесь больше всего проблем – потому что порядка 2% составляют федеральные законы, а все остальное – это нормотворчество муниципальных и региональных органов власти».

С 2023 года Министерство юстиции Российской Федерации является координатором нормотворческой деятельности на региональном и муниципальном уровне. Подробнее о реализации новом полномочии рассказал директор департамента систематизации законодательства Министерства юстиции Российской Федерации Павел Меньшенин: «Это полномочие реализуется таким образом, чтобы не было вмешательства в правотворческую деятельность регионов и муниципалитетов. При этом если роль Минюста России состоит в том, чтобы координировать деятельность по систематизации региональных и муниципальных актов, то организовать эту деятельность должно высшее должностное лицо субъекта, причем на постоянной и плановой основе. В настоящий момент Минюст России подготовил проект концепции по координации, в котором будут расписаны все ключевые позиции. Сейчас этот документ дорабатывается с учетом позиции научных центров – Института законодательства и сравнительного правоведения, Института государства и права РАН, Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».

Динамикой изменений регионального и муниципального законодательства поделилась директор департамента конституционного законодательства Министерства юстиции Российской Федерации Юлия Манахова: «Нужно отметить высокую динамику изменений регионального и муниципального законодательства – в нашей стране каждый год принимаются более 150 тыс. региональных нормативных актов и примерно 860 тыс. муниципальных правовых актов. Это основные и изменяющие акты. Практика нашей работы показывает, что динамика изменений регионального и муниципального законодательства не всегда обусловлена необходимостью правового оформления новых развивающихся общественных отношений в регионе, а обусловлена, в том числе, особенностями самой систематизации нормативного массива, который есть в регионе». Также она отметила, что процесс систематизации законодательства следует рассматривать шире: «Перед систематизацией следует ставить комплексную задачу – гармонизация регионального и муниципального массива и выработка единых подходов или типовых моделей к регулированию сложных общественных отношений».

Модератор дискуссии, ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев добавил, что данном вопросе особенно важно качество подготовки нормативных правовых актов: «Порой мы сталкиваемся с ситуацией, когда то, что называется нормативным правовым актом, таковым не является, а ненормативный акт иногда содержит правовые нормы – не публикуется и в результате возникают проблемы, связанные с правоприменением».

О возможностях использования цифровых технологий в процессе систематизации региональных и муниципальных правовых актов рассказал заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Алексей Минбалеев: «Мы должны учитывать, что многие регионы сегодня идут быстрыми темпами в плане цифровизации и подходы к тому, как организовывать данный процесс, у всех разный. Закладывается большой риск, что если мы не будем сегодня говорить на уровне Минюста России о формировании единых подходов к систематизации, то мы придем к тому, что у нас ряд субъектов будет работать по своим системам, в следствии чего они могут уйти от взаимодействия с центром. В плане цифровизации процессов не считаю необходимым разбивать правовые акты на федеральные, региональные и муниципальные. Это должна быть единая система. Если подходы будут разные на разных уровнях – не совсем хорошо. Лучше, чтобы все было в одних руках, в едином центре, здесь хорошо работал бы Минюст России».

Судья Верховного Суда Российской Федерации Михаил Кротов поддержал тезис о том, что в вопросах систематизации необходимо сформировать единство подходов и единство практик: «Нам нужно ставить глобальную задачу перед собой, не тактическую, а стратегическую. Мы должны ставить перед собой задачу создания свода законов Российской Федерации, но не в виде отдельного сборника, а в виде системности подхода к единому правовому пространству».

Также в ходе сессии выступили заведующий центром публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Людмила Андриченко, заведующий кафедрой теории и истории частного права Исследовательского центра частного права имени С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации Дмитрий Дождев, директор междисциплинарного центра исследований контрольно-надзорной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета Екатерина Дмитрикова, заместитель директора Луганского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации Ирина Побережная, заведующая сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права Российской академии наук Татьяна Полякова, профессор кафедры конституционного права Санкт-Петербургского государственного университета Ирина Побережная.

Итог дискуссии подвел модератор площадки, ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев: «Было высказано много предложений, мы их обобщим, подготовим рекомендации. Думаю, мы все единодушны в том, что работу по систематизации региональных и муниципальных правовых актов должно координировать Министерство юстиции Российской Федерации, а также осуществлять контроль за теми нормативными правовыми актами, которые принимаются муниципалитетами и субъектами Российской Федерации».

Читайте также