В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) подошел к концу третий день XI Зимней школы молодых ученых-2025
Главная/ Новости/
В Университете имени О.Е...

В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) подошел к концу третий день XI Зимней школы молодых ученых-2025

В ходе проблемной лекции «Профилактика уголовно-правовых рисков бизнеса» руководитель практики адвокатской конторы «Аснис и партнеры» Дмитрий Кравченко обозначил основные проблемы и перспективы уголовно-правовой оценки бизнеса правоохранительной системой и судами. Среди основных проблем спикер выделил следующие:

  • неприменимость частного права и бизнес-позиций,
  • затруднения в оценке сложного бизнеса,
  • проблемы с определением надлежащей стоимости активов, высочайшая свобода усмотрения следователей и судов (кого привлечь к ответственности, как оценивать сделки и документы, какую избрать меру пресечения, сколько расследовать и т.п.)
  • объективное вменение (доказывание умысла через осведомленность)
  • негативная предубежденность к предпринимательской деятельности.

«Главный принцип минимизации уголовных рисков – это профилактика рисков на постоянной основе, внедрение защитных механизмов и правильного понимания менеджеров в технологию деятельности - самое неочевидное и самое упускаемое из вида», – отметил эксперт.

Партнер адвокатского бюро Forward Legal Карим Файзрахманов свое выступление посвятил теме групповых исков, а также тем рискам, которые возникают при работе с ними. Особое внимание спикер уделил зарубежной практике по групповым искам, а также провел сравнение моделей «opt-out» и «opt-in».

Руководитель Службы комплаенса и мониторинга нефинансовых рисков ПАО «МТС-Банк» Юлия Бровкович провела аналитическую лекцию «Взаимосвязь комплаенса и операционных рисков: целостный подход к управлению рисками финансового института», в ходе которой рассмотрела виды банковских рисков, модель «трех линий защиты» и способы реагирования на риски.

«Управление рисками – это непрерывный процесс, требующий постоянного мониторинга, оценки и адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды», – подчеркнула спикер.

Эксперт также отметила, что независимость комплаенс-службы, с одной стороны, обеспечивает объективность выводов и рекомендаций, повышает доверие заинтересованных сторон к процессу управления регуляторным риском финансовой организации, но, с другой стороны, работа в изоляции может привести с снижению качества контроля, дублированию функций: «Эффективность системы управления рисками напрямую зависит от организации рабочего взаимодействия между профильными подразделениями и службами финансовой организации».

Эксперт юридической фирмы «Пепеляев Групп» Сергей Таут в лекции «Антикоррупционный комплаенс как эффективная методика профилактики правовых рисков компаний» привел статистику коррупционных преступлений, рассмотрел национальное антикоррупционное регулирование и разницу между конфликтом интересов и личной заинтересованностью: «В основе любой коррупции лежит конфликт интересов, и задача комплаенса этот конфликт интересов урегулировать. Реализованный конфликт интересов – это уже коррупция».

Среди способов урегулирования конфликта интересов спикер озвучил следующие: усиление контроля за исполнением работником трудовых обязанностей, отстранение работника от совершения действий (принятия решений) в отношении лица, с которым связан его личный интерес, ограничение доступа работника к информации, перевод работника на другую работу, предложения работнику отказаться от полученной или предполагаемой к получению выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов.

«В случае династической преемственности рабочим способом станет декларирование конфликта интересов и получение на него согласия работодателя», – отметил эксперт.

В заключение лекции спикер предложил следующее определение комплаенса: «это корпоративная политика и обеспечивающий её исполнение комплекс мероприятий, направленные на предупреждение противоречащих закону действий сотрудников компании и внедрение мер по их превенции». Среди целей внедрения комплаенс – процедур он отметил важность превенции, смягчения или отсутствия ответственности, рост репутации и упрощение процедур антикоррупционных проверок.

Среди новых тенденций развития комплаенса Сергей Таут выделил следующие: суверенизация, диджитализация, запрос молодого поколения на этичную корпоративную культуру и рассмотрение комплаенса как важной составляющая ESG-повестки.

Третий день завершился активными обсуждениями проекта локального акта в группах под руководством эксперта, директора Института бизнес‑права Андрея Петракова.

Читайте также