30 января 2024 года стартовала в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) X Зимняя школа молодых ученых. Тема школы в этом году – «Право и инновации». На протяжении четырех дней участники в формате мастер-классов, лекций, дискуссий и работы в малых группах обсудят самые насущные и актуальные темы в сфере права.
Участниками Школы стали более 95 человек из разных городов России. География Конкурса простирается от запада до востока нашей страны: Москва, Омск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Санкт-Петербург, Казань, Иркутск, Луганск. Мероприятие организовано в рамках реализации проекта стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
С приветственным словом обратилась первый проректор МГЮА Инна Ершова, отметив весомый вклад Университета в развитие инновационного права в нашей стране.
«Предмет школы – инновации в самом праве. Право не может оставаться прежним, классическим. В структуре подхода к правовому регулированию должны произойти такие изменения, которые могли бы сделать право настоящим проводником технологических достижений», – отметил проректор по научно-исследовательской деятельности МГЮА Владимир Синюков.
Далее состоялась лекция-презентация проректора по стратегическому и международному развитию МГЮА Марии Мажориной «Право для технологического лидерства России».
«Инновации – это эксперимент, предвидение, лидерство. Желаю вам по итогам Зимней школы вырваться из рамок классической юриспруденции, активно поучаствовать в этом эксперименте, заняться правовым прогнозированием и найти свое место в будущем права и юриспруденции – заложить фундамент для своего собственного лидерства и лидерства нашей страны в сфере инноваций», – отметила Мария Викторовна.
Директор Центра управления изменениями МГЮА Владимир Никишин рассказал о разработанном Центром атласе инноваций в юриспруденции, а также представил задания, которые участникам необходимо будет выполнить совместно во время работы в малых группах. Молодым ученым также предстоит подготовить общий проект, защита которого состоится в заключительный день работы Школы.
После обеда участников Школы ждал митап на тему «Законодательное регулирование инновационной деятельности как условие обеспечения технологического суверенитета России».
Заместитель директора Департамента инноваций и перспективных исследований Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Виктор Калинин в своем выступлении обратил внимание участников на архаичность законодательного регулирования инновационной деятельности, а также на использование в действующем законодательстве терминов, которые порою имеют разный смысл.
Доцент Департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Павел Бышков рассказал об истории правового регулирования инновационной деятельности в России и за рубежом. Спикер также отметил, что молодым юристам стоит обратить внимание на отсутствие как «правового перехода» от идеи ученого к конкретному производству, а так и экономического эффекта от результата научной деятельности.
Начальник отдела Департамента государственной̆ политики в сфере научно-технологического развития Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Али Асадов отметил, что «сейчас перед государством стоит задача выстроить стройное и единое правовое поле, а также повысить осведомленность граждан о достижениях отечественной науки. Самое сложное направление работы для юриста сегодня в том, чтобы правильно ввести в правовое поле то, чего раньше никогда не существовало».
По итогам выступлений участники поделились своим мнением по обсуждаемой проблематике, а также смогли задать интересующие их вопросы.
Заключительным мероприятием первого дня стал мастер-класс «Технологии в работе юристов Сбера. От автоматизации к применению искусственного интеллекта» руководителя ООО «Сбер Лигал» Кирилла Заневского. Спикер поделился опытом цифровой трансформации и внедрения искусственного интеллекта в работу юристов Сбера, а также подробно рассказал о цифровых инструментах, которые используют в своей работе юристы. После мастер-класса участники Школы приступили к работе над совместным проектом в малых группах.