26 марта 2025 года в рамках XII Московского инновационного юридического форума состоялась секция «Регулирование умных транспортных систем».
Модератором секции выступил заведующий кафедрой гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Евгений Вавилин. Он подчеркнул, что предложения, выработанные на конференции, будут в дальнейшем направлены в Правительство города Москвы.
Руководитель юридического Департамента АО «Уголь-Транс» Яна Махмудова рассмотрела внедрение европейской системы транспортных технологий в страны ЕАЭС.
«На данный момент в ЕАЭС отсутствует аналог европейской системы, однако в странах присутствуют свои системы движения поездов и сигнализации, которые могут выполнять схожие функции. Необходимо подчеркнуть важность системного подхода и гибкости правовой базы в странах ЕАЭС с целью последующей унификации в данном вопросе», – рассказала Яна Махмудова.
Заместитель генерального директора ООО «РЖД-Технологии» Сергей Леонов затронул вопросы взаимного влияния технологического развития и правового регулирования умных транспортных систем.
«Вопросы правового регулирования умных транспортных систем тормозят технологическое развитие этих умных транспортных систем. Однако решение есть: введение экспериментального правового режима, а также внедрение модели типовых правовых режимов в этих рамках для тех участников транспортных отношений, готовых отойти от общих правил регулирования в целях технологического развития», – объяснил Сергей Леонов.
Руководитель Правового управления развития новых видов мобильности Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Алена Досаева рассказала о развитии новых видов мобильности в Москве. Особое внимание было уделено каршерингу и средствам индивидуальной мобильности.
«Электросамокаты — полноценный транспорт, их пользователи стали полноценными участниками дорожного движения. В связи с этим в Москве установлены особые требования к владельцам и пользователям самокатов, включая возраст старше 18 лет и присвоение электросамокатам номерных знаков», – отметила Алена Досаева.
Директор по правовым вопросам ООО «Авиакомпания «Победа» Татьяна Гальцева объяснила особенности цифровизации процессов в транспортных системах и, в частности, сфере авиаперевозок.
«Цифровизовать большое количество процессов в транспортной отрасли достаточно сложно ввиду ее специфики. Тем не менее, есть определенные разработки на уровне государства. Например, на постоянной основе создана единая база, в которую все авиаперевозчики представляют данные о перевезенных пассажирах», – рассказала Татьяна Гальцева.
Заместитель начальника правового департамента ОАО «Российские железные дороги» Алексей Васильев разобрал процессуальные особенности рассмотрения дел с участием ОАО «РЖД».