В МГЮА стартовала I Всероссийская Школа Итернет-БЕЗопасности молодежи
Главная/ Новости/
В МГЮА стартовала I Всеро...

В МГЮА стартовала I Всероссийская Школа Итернет-БЕЗопасности молодежи

В загородном комплексе «Малюшина дача» Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) начала свою работу I Всероссийская Школа интернет-БЕЗопасности молодежи, объединившая более 100 участников из 35 регионов России, а также Беларуси, Армении и Молдовы, заинтересованных в выработке решений проблем безопасности цифрового пространства. Это студенты «цифровых кафедр», специалисты из государственных органов, крупнейших отечественных IT- компаний, научно-образовательных организаций и общественных институтов.

Школа интернет-Безопасности организована Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) совместно с командой Молодёжного цифрового омбудсмена при поддержке Альянса по защите детей в цифровой среде в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Ее цель – создать масштабную федеральную молодежно-экспертную площадку, направленную на формирование у молодежи России междисциплинарных компетенций и навыков в области обеспечения безопасности в цифровом пространстве, а также повышение уровня цифровой и правовой грамотности молодых людей.

Торжественную церемонию открытия провел Руководитель Организационного комитета Школы, Молодежный цифровой омбудсмен, директор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Дмитрий Гуляев. Приветствуя гостей мероприятия, он объявил об учреждении ежегодной награды Молодежного цифрового омбудсмена «Цифровизация во благо», заявки на которую можно начать подавать уже по окончанию Школы.

«Инновационные идеи молодых ребят не должны оставаться без поддержки и внимания», - подчеркнул спикер.

В формате видео-обращения к участникам обратился Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, призвав учиться противодействовать киберугрозам и создавать безопасные технологии и контент.

С приветственным словом к собравшимся обратился и ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор Виктор Блажеев.

«Каждый из нас уже не представляет свою жизнь без интернета – 124 миллиона россиян являются его пользователями, 100 миллионов присутствуют в социальных сетях. Большая часть этих людей – молодежь, и только, наверное, самое-самое старшее поколение не пользуются интернетом. Сегодня мы практически выстраиваем виртуальную жизнь», - заметил ректор. Он также добавил, что несмотря на наличие полезного контента, большой проблемой остаются многочисленные угрозы, таящиеся в Сети. В качестве подтверждения он привел неутешительную статистику:

«В 2021 году 5 миллионов сайтов было ограничено с точи зрения пользования, 465 тысяч заблокировано. Причем, 134 тысячи из них - это сайты, пропагандирующие терроризм, 25 тысяч связанные с наркотиками и самоубийствами».

По словам Виктора Блажеева, актуальность Школы не оставляет сомнений, а одна из ее особенностей заключается в объединении представителей разных сфер деятельности.

«Среди вас здесь и информационщики, и технари, и юристы. Именно вам предстоит в будущем решать комплексную проблему, связанную с обеспечением безопасности в интернете», - подчеркнул ректор МГЮА. Пожелав всем успехов, удачи, а также полезных и продуктивных дискуссий, Виктор Блажеев объявил I Всероссийскую Школу интернет-БЕЗопасности молодежи открытой, дав старт панельной дискуссии по теме «Новые вызовы информационного пространства: как оставаться в безопасности?».

В ходе дискуссии эксперты в лице Начальника Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяны Матвеевой, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Милоша Вагнера, Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по просвещению Максима Гулина, ректора МГЮА Виктора Блажеева и Председателя Альянса по защите детей в цифровой среде Елизаветы Беляковой ответили на непростые вопросы модератора – Дмитрия Гуляева – и участников Школы.

Так, к примеру, Татьяна Матвеева рассказала, какие вызовы информационного пространства наиболее актуальны для молодежи сегодня. По ее словам, «многое кроется на стыке между технологиями и людьми». Татьяна Матвеева напомнила, что в этом году на Петербуржском международном экономическом форуме Альянс по защите детей в цифровой среде привел результаты исследования по основным рискам, существующим в молодежной сфере (Прим. Ред: «Технологии защиты детей в интернете»), и большая часть рисков носит социальный характер: «личностные атаки, психологическое насилие, информационное давление» и так далее.

«На фоне сложившейся внешнеполитической ситуации, обостряется кибербуллинг и кэнселинг (прим.ред – культура отмены), любые проявления психологическо-информационного насилия в сети Интернет», - сообщила Татьяна Матвеева.

Она также отметила, что воздействие на интернет-аудиторию идет комплексное: это не только фейки, но и закладываемые в развлекательный контент смыслы, - «все это формирует мировоззрение человека, его установки».

«Нужно научиться не поддаваться эмоциям и критически оценивать информацию», - подытожила она.

В свою очередь Виктор Блажеев, отвечая на вопрос о том, какими компетенциями должны обладать молодые люди, чтобы вырабатывать новые решения актуальных угроз информационного пространства, и как воспитать такие компетенции, обозначил два необходимых уровня подготовки: бытовой и профессиональный. При этом, работа на так называемом бытовом уровне должна начинаться с детьми 3-6 лет.

«Школа – особый период становления человека, и Интернет оказывает большое влияние на этот процесс. У информационного общества есть определенные отрицательные моменты, главный из них – это обилие информации, в ней буквально можно «утонуть». Такое количество порождает явление, при котором человек перестает анализировать получаемую информацию, воспринимая все как истину в последней инстанции», - сообщил он. Для предотвращения ухудшения ситуации Виктор Блажеев предложил вводить в школьную программу курсы, связанные с кибербезопастностью.

Тему со школьным образованием продолжил Максим Гулин, заявив, что именно школа может и даже должна учить медиаграмотности. Он рассказал об уже существующих специальных просветительских проектах, и добавил, что именно молодые специалисты, студенты являются теми, кто способен в доступной форме донести информацию до школьников.

Максим Гулин также призвал собравшихся щепетильнее относится к тому, что выкладывается в социальные сети, которые, по сути, являются нашим цифровым двойником.

Об информационных угрозах в области персональных данных рассказал Милош Вагнер:

«В тот момент, когда вы идентифицировали угрозу и начали применять какие-то меры реагирования, она уже устарела», - сказал он, объясняя необходимость непрерывного изучения этой темы и разработки новых мер. Эксперт также добавил, что, к сожалению, не существует 100 % безопасности – ни одна система не способна это гарантировать, и именно поэтому не стоит терять бдительности, полагаясь на различные приложения: « К нам поступает порядка 45 тысяч запросов о персональных данных. Как правило, все начинается с небрежности самого субъекта».

В завершение панельной дискуссии Дмитрий Гуляев подчеркнул, что нельзя недооценивать важность развивающегося сегодня института социальной ответственности ИТ-бизнеса, предусматривающего принятие отечественными компаниями дополнительных добровольных обязательств, передав слово Председателю Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавете Беляковой:

«Здорово, когда общество может самоорганизоваться и при поддержке государства, но самостоятельно, отстроить систему, в которой договаривается – какая должна быть в будущем интернет-среда. За этот год нам удалось договориться о том, какой контент должен создаваться, как должна развиваться среда, какие продукты хотим запустить, а некоторые уже находятся на стадии разработки. Несмотря на все сомнения, иногда возникающие на пути, сегодня я поняла, что мы движемся в правильном направлении».

Первый день работы Школы продолжила визионерская лекция директора по исследованиям и разработке «Лаборатории Касперского» Антона Иванова«Цифровые профессии: что нужно отрасли?».

Кроме того, в течение трех дней участники погрузятся в обсуждение различных аспектов интернет-безопасности. Насыщенная программа Школы включает в себя 2 смысловых блока: образовательный и проектный. Более 30 экспертов из разных областей проведут 12 уникальных лекций-практикумов, 8 проектных модулей и 2 «Open Space» дискуссии.

Справочно:

Генеральный партнер Школы – Альянс по защите детей в цифровой среде. Информационными партерами выступают компания «VK», группа компаний ComNews и российский интернет-портал TAdviser.

Читайте также