Календарь | Ноябрь 2020

СвернутьПоказать

В МГЮА обсудили современные тренды правового регулирования сферы высшего образования

22.10.2020
Пресс-служба

22 октября 2020 года на базе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) начала работу Международная научно-образовательная конференция «Современные тренды правового регулирования сферы высшего образования: региональные, федеральные и глобальные вопросы развития».

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился проректор по научной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Синюков. Профессор отметил, что актуальность заявленной темы конференции связана с глубокими изменениями, которые переживает высшая школа в условиях научно-технического прогресса, социальными изменениями и вызовами, с которыми столкнулось высшее образование в условиях пандемии. Повсеместный локдаун, по мнению Владимира Синюкова, перевернул жизнь социальной сферы, экономики и быта людей. Сфера образования наиболее остро столкнулась с новыми вызовами и проблемами. Образование по всему миру показало очень противоречивую картину: некоторые страны и образовательные организации прекратили свою деятельность, наблюдалось снижение числа абитуриентов, отмена и переносы научных мероприятий, срывы научных исследований, значительное снижение академической мобильности.

«Оценивая ситуацию в России, стоит отметить, что российская высшая школа в целом справилась с этой ситуацией. Мы продемонстрировали устойчивость и высокую степень адаптивности к этим изменениям: не была потеряна управляемость, не был разрушен учебный процесс, не остановилась научная деятельность – эти моменты свидетельствуют о том, что трансформация и меры, принимаемые государством, не застали нашу высшую школу врасплох», - отметил проректор.


Помимо анализа состояния образовательной сферы, ученый также наметил цели и задачи конференции – обобщить опыт вузов, полученный в течение этого года, выявить новые тенденции, обсудить дополнительные решения в сфере правового регулирования образовательной деятельности и выработать рекомендации.

Ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев, открывая конференцию, отметил, что в настоящее время образовательные учреждения должны готовить специалистов не только с мощной фундаментальной базой, но и с навыками, которые потребуются при выполнении новых задач, не возникавших раньше.

«Мы в Университете сталкиваемся с проблемами геномных технологий, интеллектуального права, спортивного права –это обусловлено изменением терминологии и концептуальными вещами. В этом контексте образовательное право тоже должно меняться – мы не можем его толковать с точки зрения какой-то одной отрасли права. Мы должны адаптироваться к этому миру, жить и учитывать, что есть вещи, которые от нас не зависят», - сказал он.

Отдельное внимание ректор уделил объединению юридических вузов и факультетов, которые ранее были в составе Всероссийского юридического заочного института (ВЮЗИ).

«Мы вчера создали Содружество вузов и факультетов, входивших в ВЮЗИ, обсуждали задачи и цели, которые нужно решать сообща – и они созвучны с теми вопросами, которые мы будем обсуждать сегодня», - резюмировал Виктор Блажеев.


Проректор по учебной и методической работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Мария Мажорина выступила на конференции с докладом «Драйверы изменений и новые практики в области юридического образования».

Проректор заявила, что это непростое время диктует нам социальное дистанцирование, но наблюдается процесс объединения, который вызван целым рядом причин.

«В это непростое время мы объединились, благодаря Министерству науки и высшего образования РФ – оно в условиях пандемии взяло на себя функцию проводника и построило постоянный и открытый диалог, стало площадкой для аккумулирования разных решений, которые находили уважаемые коллективы университетов в период, когда подобная практика у них отсутствовала», - заявила Мария Мажорина.

Также проректор назвала наиболее значимые драйверы изменений, которые выносят на суд общественности новую повестку в образовании – это процесс технической революции, экономия ресурсов, изменения в системе разрешения споров, что влечет за собой появление новых правовых институтов – эти и многие другие изменения приводят к реконфигурации рынка труда.

«Мы проводили исследование среди студентов, какие наиболее значимые изменения в области права они наблюдают сегодня с точки зрения технологического прогресса и сетевизации общества», - рассказала она.

В числе лидирующих ответов, по ее словам, были киберпреступность и кибербезопасность, цифровое право, биоэкономика и биобезопасность, геном.

«Все эти изменения заставляют нас искать новые образовательные стратегии и формировать новые практики», - подчеркнула Мария Мажорина.

Также проректор озвучила статистику опросов среди студентов об их впечатлениях от дистанционного обучения и на другие темы, которые она проводила в своем telegram-канале.


О противоречии между свободой слова и аспектами социального развития в академической среде рассказал генеральный секретарь Швейцарского центра международного гуманитарного права Стефан Брой. Спикер проанализировал развитие правового регулирования свободы слова в европейских странах и в США и подчеркнул, что «свобода слова – важнейший аспект либерального общества, она является неотъемлемой частью прав человека и политических свобод».

Также докладчик заострил внимание слушателей на философских подходах к определению понятия свободы слова, журналисткой этики и поведения «лидеров мнений» в социальных сетях в рамках свободы самовыражения. По его мнению, большая часть журналистов пренебрежительно относятся к понятию журналисткой этики и в своих аргументах ссылаются на общественное мнение, выставляя его в неприглядном, негативном ключе, навязывают свое субъективное мнение, в том числе, и в политической сфере. Отдельно он также остановился на таком явлении последнего времени, как «культура обнуления», или «культура бойкота» тех людей, чье мнение не укладывается в рамки принятой и навязываемой политкорректности.


Президент Федеральной нотариальной палаты, заведующий кафедрой нотариата Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Константин Корсик рассмотрел вопросы взаимодействия теории и практики – как необходимого условия формирования компетенций при осуществлении профессиональной деятельности. Значимую роль, по его мнению, играет практическая подготовка будущих нотариусов как в стенах учебных заведений, так и непосредственно в нотариальных конторах, уверен он.

«Базовое юридическое образование, предоставляемое Университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) на кафедре нотариата, дает необходимый базис для реализации в профессии нотариуса, поскольку подготовкой бакалавров и магистров занимаются действующие нотариусы», - подчеркнул Константин Корсик.

Также он отметил, что под влиянием цифровизации нотариусам приходится адаптироваться к новым обстоятельствам и изучать механизмы совершения нотариальных действий в дистанционном формате.

«Современный нотариус – это специалист, который может разобраться в регулировании правоотношений в новых электронных форматах, а также использовать цифровые инструменты для улучшения навыков своей работы», - заявил он.


Екатерина Ильгова – ректор Саратовской государственной юридической академии – рассказала об основных тенденциях и направлениях правового реформирования цифровой трансформации образования.

По ее мнению, правовое регулирование в части общественных отношений и технологий отстает на несколько шагов, что подчеркивается отсутствием определения цифровых технологий в федеральных нормативно-правовых актах, уверена Екатерина Ильгова. Это, по ее словам, создает и определенные проблемы правоприменения в сфере высшего образования.

В том числе, ректор остановилась на проблематике удаленной работы, возглавляемой ей академии: административным работникам пришлось проделать колоссальную работу по изменению локальных актов, должностных инструкций, разработке требований по работе в электронной образовательной среде. Более того, была часть преподавателей, которые не справились с новыми вызовами и в новых условиях.

«Необходимо внести изменения в федеральный закон об образовании в части возможности осуществления образовательных программ с применением цифровых технологий, которые не приравниваются по своей природе к электронному и дистанционному образованию», - предложила эксперт. С юридической точки зрения, пояснила она, необходима полная определенность, поскольку это влияет на практику и правоприменение в сфере высшего образования.


О создании цифрового университета рассказали проректор Национального исследовательского ядерного университета МИФИ Наталья Барбашина и заместитель начальника Управления информационно-методического обеспечения образовательного процесса НИЯУ МИФИ Виктор Радыгин.

В 2019 году под эгидой Министерства науки и высшего образования РФ в рамках национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» в 2019-2021 годах» было принято решение о создании сети центров на базе вузов для разработки моделей «Цифровой университет», один из центров был создан в НИЯУ МИФИ.

«К сегодняшнему дню НИЯУ МИФИ разделил цифровую политику развития на 4 составляющих, три из них определяются задачами «цифрового университета» - это обучение компетенциям цифровой экономики, онлайн-образование, исследования в области цифровых технологий. Важнейшая четвертая составляющая – сам концепт цифрового университета, который мы выделили отдельно», - подчеркнул Виктор Радыгин. По его мнению, студентам необходимо предоставить возможность индивидуализации образования.


Он также рассказал об опыте цифровой трансформации на примере самого НИЯУ МИФИ. В ее основе лежит построение цифрового пути основных участников процесса: студента и преподавателя, что позволяет всесторонне обеспечить цифровыми ресурсами и технологиями любую активность в рамках Университета.

Также с докладами выступили руководитель Высшей школы права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владислав Толстых и профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ольга Тарасенко.

Конференция продолжит свою работу 23 октября. На площадке Университета в смешанном формате пройдут круглые столы «Современные и будущие вызове в образовательном праве России и в мире», «Высшее образование в условиях развития цифровых технологий: российский и зарубежный опыт», «Инновационные образовательные проекты и практики высшей школы», а также «Трансформация юридического образования в России и мире».

Система Orphus