В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошла всероссийская научная конференция: «Нравственно-гуманистическое и правовое наследие Льва Толстого и Владимира Соловьева в контексте современности».
«120 лет назад от нас ушёл Владимир Соловьёв, а 110 лет назад – Лев Толстой. Это великие отечественные представители нравственной философии. Первый из них рассматривал государство как «воплощённое право». Как и столетие назад, сегодня актуальна проблема связи государства с правом. Проблема соотношения нравственности и права ещё во многом открыта. Настоящая конференция – это и площадка для поисков соответствующих ответов на насущные вопросы и вызовы как в смысле отражения реальности, так и в русле моделирования некоей новой модели общества,» - такими словами открыл конференцию научный руководитель философско-правового клуба «Нравственное измерение права» Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Вячеслав Артемов.
Затем слово взял научный руководитель Института философии РАН академик Российской академии наук (РАН), лауреат Государственной премии в области науки и техники, доктор философских наук, профессор Абдусалам Гусейнов.
«Дополнения в Конституцию имели своим трендом то, что расширяется мировое мировоззрение, на этом и складывается наше право. Это доминантная точка, которая позволяет ставить вопрос о реальном соотношении нравственности, права и государства. Право является ведущей, доминирующей и регулирующей основой, на которой держится общество. Право закрепляет своё ведущее место в системе сознания. Владимир Соловьёв и Лев Толстой считали по-другому. Например, у Соловьёва право – это минимум морали и право находится на более высоком уровне существования. Позиция Толстого была резко критической по отношению к вмешательству государства в человеческие отношения,» - связал научные подходы прошлого с современными реалиями Абдусалам Гусейнов.
Учёный задался вопросом о том, какова диспозиция морали по отношению к будущему и как глубоко мораль проникает в будущее?
«Будущее – это предмет правового регулирования во многих аспектах, и в той глубине, в которой будущее поддаётся нашему прогнозированию, регулированию, воздействию, нашему решению через действия. Баланс между будущими и настоящими поколениями определяется прогностическими способностями нашего ума, способностью организовывать свою жизнь через дальновидные, стратегические цели. Вопрос непростой. Задача морали состоит в том, чтобы именно должный подход реализовался в ходе правового регулирования человеческой жизнедеятельности. Важно не забывать о дополнении права моралью как идеализированной точкой зрения. Толстой и Соловьёв противопоставляли нравственность и право, но и связывали их во внутреннем сопряжении,» - рассказал академик РАН.
Вячеслав Артёмов, в комментарии к этому выступлению, а затем и в своем пленарном докладе, подчеркнул, что право тоже нуждается в осуществлении нравственно-философской экспертизы.
«Человеческое в человеке и составляет сущность развития нравственности. Но сегодня проблема состоит в том, что у значительной части общества нет желания подняться на более высокий духовно-нравственный уровень. Кого сегодня, к примеру, можно поставить в ряд выразителей дум? Современная цивилизация зачастую уходит от духовно-нравственного измерения и это снижает наши возможности приблизить хорошее будущее. Вспоминая толстовскую «Исповедь», хочется подчеркнуть: если смотришь вверх, то даже речи не может быть о падении. Здесь под верхом имеется в виду нравственность. То же самое и наоборот: если смотреть только вперёд и вниз, то падение неизбежно,» - высказал свою точку зрения Вячеслав Артёмов.
«Что первично - нравственность по отношению к праву или право – к нравственности? Это своего рода основной вопрос на правовом поле. Толстой и Соловьёв сходились в первом решении. В вопросе же о роли государства наши классики расходились. Таким образом, мы выходим на необходимость некоего синтеза, в котором государство как политический институт, субъект права и публичная власть не противопоставляется обществу, то есть экономической, социальной и духовной сферам, а мыслится в качестве мощного средства их развития и совершенствования. Но, разумеется, такая ситуация возможна только в том случае, когда имеется высокий уровень доверия к тем, кто этот институт представляет. А оно определяется именно личностно-нравственными качествами самих представляющих, взятых в единстве с должными профессиональными данными» - подытожил профессор.
Далее с приветствием - докладом перед участниками дискуссии выступил заведующий кафедрой философии и социологии Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доктор философских и юридических наук, профессор Олег Рыбаков.
«Толстого изучают в школе фундаментально, изучали и прошлые поколения, и это хорошо, что такая преемственность сохранилась. А Соловьёв – это уже уровень высшего учебного заведения, и студенты при изучении истории философии и русской философии обращаются к творчеству Владимира Соловьёва. Нам это необходимо. Какими бы ни были современные уклады, необходимо сохранять память и о прошлых укладах, которые сформировались ранее, в том числе и под влиянием интересующих нас философов. На сегодняшнем этапе, когда жизнь становится алгоритмичной и цифровизированной, очень важно, чтобы сохранялись теоретические основы того, каким должно быть право. Каково же будущее морали? Сохраним ли мы её в том виде, в котором она существовала при зарождении цивилизаций? Роль философии состоит в том, чтобы предвидеть будущее на много лет вперед, и если мы сохраним эти морально-образующие основы права, то нам беспокоиться не о чем. Это фактор преемственности,» - подчеркнул Олег Рыбаков.
Заведующий кафедрой интеграционного и европейского права МГЮА, доктор юридических наук, профессор Сергей Кашкин рассказал о том, как он видит связь между искусственным интеллектом и наследием русских классиков – Соловьева и Толстого. По его мнению, это то, что «в обоих случаях присутствует интеллект, потому что без интеллекта невозможно ничто».
«В Библии сказано, что «вначале было слово». Потом появилась мораль. Мы со словом и моралью дожили до «цифры» и в эпоху «цифры» не знаем, как сделать так, чтобы искусственный интеллект не «съел» естественный интеллект. «Цифра» должна функционировать под контролем морали, без этого мы никогда не заставим «цифру» и искусственный интеллект служить нам. Право может быть эффективным, только если это право будет моральным,» - резюмировал Сергей Кашкин.
В круглом столе приняли участие более 40 учёных и студентов, большинство из них представили свои доклады на разные темы. Организаторами дискуссии, которая прошла в онлайн формате, выступили философско-правовой клуб «Нравственное измерение права» Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Междисциплинарный центр философии права (МЦФП) Института философии Российской академии наук (РАН), кафедра этики философского факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова. В ходе круглого стола участники обсудили не только нравственно-философское и правовое наследие Владимира Соловьева и Льва Толстого, но и ряд проблем, затрагивающих смежные сферы – соотношение морали и права в контексте научно-технологических вызовов, цифровизацию, биоэтику, а также стратегию этизации права.
На конференции также был представлен коллективный труд – монография «Профессиональная этика и нравственная философия: сближение в парадигме очеловечивания права», созданная по итогам юбилейного симпозиума в ноябре 2019 года и выпущенная в свет московским издательством «Проспект» в 2020 году.