В МГЮА обсудили проблемы монополий и антимонопольного законодательства в России и за рубежом
Главная/ Новости/
В МГЮА обсудили проблемы ...

В МГЮА обсудили проблемы монополий и антимонопольного законодательства в России и за рубежом

В Университете имени О. Е. Кутафина 1 декабря прошла международная научно-практическая конференция: «Актуальные проблемы конкурентного права России и зарубежных стран. К пятилетию Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Московского отделения Ассоциации юристов России (МО АЮР)».

Общак.png

Модераторами дискуссии выступили директор Международного научно-образовательного центра сравнительного правоведения Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, сопрезидент Международного союза юристов и экономистов Франции, начальник Управления международного сотрудничества, профессор кафедры конкурентного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), д.ю.н., профессор Мария Егорова, председатель Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, д.ю.н., проректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Вайпан, председатель Комиссии по правовому регулированию экономической деятельности Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, заведующий кафедрой предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, д.ю.н. Евгений Губин, а также исполнительный директор — руководитель аппарата Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, заместитель проректора МГУ имени М. В. Ломоносова Наталья Троицкая.

В приветственных словах ведущие конференции поздравили Комиссию по конкурентному праву и совершенствованию антимонопольного законодательства Ассоциации юристов России с 5-летием!

Первой к докладчикам обратилась Мария Егорова. Она обозначила регламент дискуссии и круг тем, заявленных к обсуждению.

ЕГорова2.png

«Я рада Вас виртуально приветствовать всех участников на нашем юбилейном заседании антимонопольной комиссии Ассоциации юристов России. Сегодня у нас много участников, заявлено множество докладов на разные темы, касающиеся антимонопольного законодательства», - поприветствовала участников мероприятия Мария Егорова. Она также отметила, что за 5 лет работы Комиссии по совершенствованию антимонопольного законодательства Московского отделения Ассоциации юристов России было сделано очень много, и немалую роль в этом сыграла кафедра предпринимательского права МГУ имени М.В. Ломоносова.

Проректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Вайпан напрямую связал антимонопольную политику с конституционными гарантиями.

Вайпан.png

«Конкуренция – это неотъемлемая черта предпринимательской деятельности. Этот принцип закреплён Конституцией Российской Федерации. Именно конкуренция обеспечивает свободное функционирование экономики. Недобросовестная конкуренция на рынке порождает ограничения предпринимательской деятельности. Необходимы гарантии соблюдения конституционно закрепленного принципа свободной конкуренции. Чрезмерное ограничение предпринимательской деятельности – это социально несправедливо. Ответственность за такой баланс правовых отношений лежит на субъектах правотворческой деятельности, работающих в рамках конституционного права», - обосновал свою позицию Виктор Вайпан.

Заведующий кафедрой частноправовых дисциплин Института законодтельства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, главный научный сотрудник, профессор РАН, д.ю.н. Ольга Беляева затронула актуальные проблемы проведения электронных торгов по государственным закупкам в своём докладе на тему: «Картельный сговор в электронной закупке: доказательства, положения, фикции».

«Борьба с картелями – это приоритетная политика, я не умаляю опасность картелей. Картель – это плохо, потому что мы, граждане, ощущаем на себе отрицательное влияние этого сговора. Например, повышение цен. Электронные аукционы в практике госзакупок уже происходят больше 10 лет. Сам по себе принцип электронного размещения заказа подразумевает анонимность электронной процедуры, не заказчик «нажимает кнопки», а руководитель электронных торгов, все участвуют в аукционе под номерами и не могут взаимодействовать. Внимание антимонопольного органа привлекают торги, в которых всего по 2 участника, а, например, не 22 участника. Амплитуда ценового падения, а именно, насколько участники снизили цену, это и есть причина для антимонопольной службы начинать искать сговор. Здесь применяется понятие per se («сам по себе» - прим. ред.), в этом случае антимонопольная служба говорит, per se не доказывает наступление вредоносных последствий от заключения картельного сговора. Предположения антимонопольного органа — это не доказательства, а опровержимые презумпции, например, количество «шагов», которые были сделаны на аукционе, если сделано 2 «шага», то это картель, а если сделано 5 «шагов», то это не картель. Но количество «шагов» не может быть показателем сговора, это лишь показатель экономический деятельности. Действия, которые предпринимает участник аукциона, в том числе количество «шагов» – это не отказ от конкурентной борьбы», - пояснила Ольга Беляева

Ольга.png

Она пояснила, что факт картельного сговора необходимо доказывать до начала аукциона, а не после. «По моему мнению, сложность доказывания в делах по per seсостоит во-первых, в отказе от фикций, а во-вторых, в представлении опровержения», - уточнила Ольга Беляева.

Ассистент Центра по вопросам политики в области конкуренции Университета Восточной Англии города Норвича в Великобритании Наталья Мосунова подготовила исследование на тему: «Экстерриториальное применение антимонопольного права и расследования трансграничных картелей. Решения ЕЭАК».

Молчанов.png

Начальник правового управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России, преподаватель кафедры конкурентного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н. Артём Молчанов выступил с докладом «Антимонопольная реформа унитарных предприятий: задачи и пути реализации». Его доклад был посвящён деятельности унитарных предприятий и касался, в основном, сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). «И законодателю, и федеральному регулятору нужно иметь возможности принимать решения на основе конкурентного подхода. По статистике, количество унитарных предприятий сократилось на 31% и в период обсуждения законодательных инициатив, и в период действия реформы унитарных предприятий. На конкурентных рынках был введён 5-летний переходный период для обеспечения экономики всеми необходимыми товарами и услугами и запрет создания новых унитарных предприятий. Общий процент реорганизации либо ликвидации унитарных предприятий у нас составляет 77%, на региональном уровне – немного другая статистика», - проанализировал ситуацию Артём Молчанов. Однако он предостерег от того, чтобы повально ликвидировать оставшуюся часть унитарных предприятий, подчеркнув, в каждом случае нужно учитывать специфику и предприятия, и региона.

В ходе конференции выступили также другие участники с докладами по актуальным проблемам.

Читайте также