В МГЮА обсудили поправки в Конституцию
Главная/ Новости/
В МГЮА обсудили поправки ...

В МГЮА обсудили поправки в Конституцию

В Университете имени О.Е. Кутафина прошел круглый стол, участники которого обсудили поправки к Конституции, предложенные Президентом РФ.

В работе круглого стола приняли участие профессора и преподаватели МГЮА, члены Рабочей группы по изменениям в Конституции, депутаты Мосгордумы.

«Процесс исследования российской Конституции в профессиональном научном сообществе шел, фактически, с момента ее принятия в 1993 году. Проводились конференции, круглые столы, готовились монографии, обсуждались многие вопросы российского конституционализма. В итоге, сегодня мы имеем значительно более продвинутую отечественную теорию Конституции и располагаем значительно более глубоким опытом ее реализации. Мы видим противоречия, которые в ней сокрыты и которые необходимо решать. Поэтому нет ничего удивительного в том, что юридическая наука, наше профессиональное сообщество с большой заинтересованностью откликнулось на инициативу Президента РФ», – отметил, открывая заседание круглого стола, проректор по научной работе Университета имени О.Е. Кутафина Владимир Синюков.

Поблагодарив научный коллектив МГЮА за активное участие в обсуждении поправок, вынесенных Президентом РФ, сопредседатель Рабочей группы по изменениям в Конституцию, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас сообщил, что Государственная Дума РФ приняла решение продлить срок предоставления поправок.

«Не исключаю, что парламент еще продлит срок, если в этом будет необходимость. На рассмотрение уже поступили свыше шестидесяти поправок, профильный комитет Госдумы работает в ежедневном режиме. Работа идет открыто, с привлечением СМИ, в том числе в регионах, к ней подключены общественные организации, проводятся встречи с населением. Наша задача – самым подробным образом обсудить все предложения».

Одно из центральных мест в дискуссии заняли вопросы, связанные с поправками, касающихся местного самоуправления. В частности, определение, что «органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в РФ, осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории».

Член Рабочей группы, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Юридического факультета МГУ Сурен Авакьян, в частности, обратил внимание на имеющиеся пробелы в формулировании самих понятий «публичная власть» и «местное самоуправление». Остановившись на вопросе системности взаимосвязи публичной власти и социальных факторов, он заметил, что в Конституции «есть некоторые положения, которые кажутся хорошими, но вместе с тем и видны явные пробелы, поэтому необходимо воспользоваться предоставленной возможностью и внести исправления».

Профессор кафедры административного права и процесса Борис Россинский, в свою очередь, отметил, что «сегодня все считают себя местной властью, поэтому встает вопрос о необходимости определения публичной власти как государственной власти и власти органов местного самоуправления и четкого разграничения их полномочий».

Его точку зрения поддержал, в том числе, и член Рабочей группы Евгений Султанов:

«Самый главный порок – не проведено тотальное разграничение предметов ведения и полномочий. Если не заложить в Конституцию четкого понимания того, что есть вопросы местного значения, которые решают органы местного самоуправления, которые обеспечены и полномочиями, и ресурсами, а есть вопросы, которые они решают совместно с органами государственной власти, дело не сдвинется с мертвой точки».

Владимир Синюков особо подчеркнул, что тема эта, безусловно, актуальная, но в вопросе публичной власти в контексте местного самоуправления, региональных и федеральных законодательных и исполнительных органов власти необходим системный подход.

В свою очередь, Андрей Клишас заметил, что сам термин «публичная власть» требует своей глубокой проработки: «критерии можно менять постоянно».

Заведующая кафедрой конституционного и муниципального права Валентина Комарова остановилась на необходимости детальной проработки механизма предстоящего федерального общероссийского голосования. Оно, по ее мнению, должно безупречно вписаться в существующую систему законодательства: «От этого будет в итоге зависеть доверие населения к власти».

Андрей Клишас сообщил, что процедура голосования появится до конца второго чтения, она будет внесена и будет частью закона. Он также сообщил, что в законе будет предусмотрено участие наблюдателей в процессе голосования.

В числе поднятых на круглом столе вопросов были и вопросы, связанные с изменением системы формирования и структуры Правительства. Их поднял, в частности, заведующий кафедрой административного права Сергей Зубарев.

Заведующий кафедрой трудового права и права социального обеспечения Никита Лютов и профессор Эльвира Тучкова в свою очередь, остановились на вопросе закрепления в Конституции гарантии размера МРОТ не менее прожиточного минимума, обратив при этом внимание на то, что сам термин МРОТ уже дискредитировал себя в глазах граждан, и стоило бы оперировать таким понятием, как средняя зарплата по стране.

Заведующая кафедрой уголовно-процессуального права Лидия Воскобитова остановилась на вопросе, не нарушат ли независимость судей поправки, по которым Совет Федерации получит полномочия в рамках определённых процедур отрешать от должностей судей Конституционного и Верховного суда.

Отвечая на него, Андрей Клишас подчеркнул, что предложенное президентом сокращение числа судей Конституционного суда РФ предусматривает переходные положения.

«Никто из судей никоим образом не будет уволен, полномочия не будут прекращаться досрочно. Тогда, когда в результате действующих положений закона о судьях они будут выходить в отставку и их останется 11 человек, тогда вступит в силу эта норма», - сказал сопредседатель Рабочей группы.

На вопрос, не приведет ли это к нарушению независимости судей, Андрей Клишас ответил отрицательно. По его мнению, это всего лишь сделает публичной уже имеющуюся процедуру отстранения судей, которая проводится не в Совете Федерации. Проведение этого процесса в парламенте привлечет внимание общественности. И в целом — приведет к усилению независимости судебной системы.

По вопросам международного права своё мнение высказали заведующий кафедрой международного права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Алексей Исполинов, заведующий кафедрой интеграционного и европейского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Сергей Кашкин, а также профессор кафедры международного права МГЮА Людмила Ануфриева.

Читайте также