24 октября 2020 года в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) прошел очередной цикл профориентационных и метапредметных встреч в рамках проекта «Университетские субботы в МГЮА» при поддержке Департамента образования и науки г. Москвы. Мероприятия прошли в дистанционном формате – решение о переводе в дистант было принято в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции.
Начался цикл встреч с панельной дискуссии «Буллинг и его предупреждение» под руководством заместителя заведующего кафедрой криминологии и уголовно-исполнительного права МГЮА Елены Антонян.
Буллинг сегодня – повсеместное явление со знаком «минус» и становится мировой проблемой, но с ним можно справиться, уверена профессор.
«Несмотря на то, что буллинг носит негативный характер, в нем есть свои плюсы: он стимулирует школьника на изменение своего поведения, оценку своих отрицательных качеств или качеств, из-за которых он становится объектом травли. Я считаю, что любое явление мы должны оценивать комплексно,» - подчеркнула эксперт.
В рамках теоретической части своего выступления Елена Антонян привела несколько определений буллинга, одно из которых вошло и в психологию, и в криминологию. Отдельное внимание ведущая панельной дискуссии акцентировала на категории травли.
«Бывает прямой буллинг – это избиение, обзывание, порча вещей и клевета, а также бывает косвенный – слухи, сплетни, избегание и манипуляция дружескими отношениями,» - пояснила она.
Буллинг совершается индивидуально и в группах, провоцирует деструктивное взаимодействие, в котором обидчик неоднократно демонстрирует поведение, которое вызывает замешательство жертвы, а также может довести до страшных последствий, в том числе – и до суицида.
«Изначально термин «буллинг» возник в процессе исследования взрослых коллективов, но позже решили изучить и то, что происходило в процессе становления личности – в более младшем возрасте. То, что касается школьного возраста, эти коллективы начал изучать норвежский ученый Олуэс – и изучал он их в течение 40 лет. Сегодня изучение аналогичного явления во взрослом коллективе называется монингом,» - разграничила понятия спикер.
Выступление Елены Антонян вызвало большой интерес со стороны слушателей. Вопросы, прозвучавшие от участников дискуссии, касались качеств характера школьников, которые могут привести к травле, всегда ли виновата жертва, что делать, если травит учитель и как справиться с психологической болью после травли?
Спикер обратила внимание на то, что зачастую жертвами травли становятся хорошие ученики или дети из добропорядочных семей. Также в группу риска попадают и те, кто плохо адаптированы в коллективе и постоянно меняют классы и школы. В случае, если травля исходит со стороны учителя, необходимо, уверена ведущая дискуссии, использовать административные ресурсы: дирекцию школы и вышестоящие органы. В России работают службы доверия и оказания психологической помощи, а также на такие проявления оперативно реагирует Министерство просвещения РФ.
«В России прикладывают все силы, чтобы поддерживать жертв буллинга и пресекать травлю. Очно можно обратиться в кризисные центры», - подчеркнула она.
Наталья Абрамова, доцент кафедры философии и социологии МГЮА, рассказала о развитии навыка публичного выступления.
«Слово – это ключ, который открывает огромное количество дверей, сердца, умы, перспективы и возможности каждого. На сегодняшний день очень сложно представить человека, который боится публики и с трудом выражает свои мысли. Невозможно представить харизматичного лидера, который не умеет ярко выступить, вдохновить своей речью и повести за собой», - заявила преподаватель.
Говоря о лингвоинтенсивных профессиях, она заострила внимание на том, что профессия юриста требует умения хорошо говорить, понравиться своему клиенту и получить от него необходимую информацию, провести медиативный процесс и убедить коллег. Отдельное внимание эксперт уделила причинам, почему публичное выступление может не состояться и как избавиться от проблем, которые влекут срывы в выступлениях.
Страх публичных выступлений всегда связан с волнением. В данном случае всегда нужно понимать причины переживаний. Одна из основных причин – недостаточная подготовленность, но помимо прочего к причинам волнения можно отнести низкую самооценку, низкий уровень эмпатии, статусность аудитории, чрезмерное погружение в собственные переживания, воспоминания о провале, кажущееся предвзятое отношение аудитории.
Бороться с этими причинами следует перенесением фокуса внимания с переживаний на тщательную подготовку. Написание краткого конспекта речи – также обязательная часть подготовительного процесса.
«Даже самые опытные ораторы испытывают страх перед публичным выступлением. Знайте, что вы не одиноки в своем страхе – это абсолютно нормальная реакция - в разумных пределах. Перед выступлениями он даже полезен: происходит полная мобилизация организма и таким образом он готов к неожиданному», - заявила лектор.
Наталья Абрамова посоветовала тщательно выбирать тему выступления, анализировать целевую аудиторию по количественному и возрастному критериям, прорабатывать структуру своего выступления.
О взаимосвязи искусства и права рассказала доцент кафедры теории государства и права МГЮА Елена Матевосова. Свое выступление преподаватель начала с вопроса, что участники знают об атрибутах Фемиды. На примерах картин разных эпох лектор рассказала об истории становления права, юридических сюжетах в произведениях мировой живописи, скульптуре и архитектуре.
Участники мероприятия стали посетителями виртуальной галереи Юриспруденции, хранящей произведения искусства, в которых обнаруживается явная и скрытая правовая символика.
Особое внимание в ходе диалога с учащимися было уделено анализу тех произведений искусства, которые иллюстрируют различные нормы-запреты (обязывания и дозволения), содержащиеся в действующем российском законодательстве.
Всего в мероприятиях приняли участие порядка 100 человек.
Следующий цикл встреч состоится 31 октября. Перед слушателями выступят профессор кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Лана Арзуманова с квизом «А была ли любовь: под защитой ли ваши чувства?», заместитель директора Международно-правового института, доцент кафедры семейного и жилищного права МГЮА Дарья Ксенофонтова с панельной дискуссией «Семейно-правовые договоры, или как договориться полюбовно» и доцент кафедры интеллектуальных прав МГЮА Елена Гринь с консультацией «Юристы по защите прав авторов. Востребованность профессии».