Дональд Трамп 2 апреля объявил о введении таможенных пошлин в размере от 10% до 49% на продукцию из 185 стран и территорий. Универсальные тарифы в размере 10% вступили в силу 5 апреля, индивидуальные в отношении конкретных стран начнут действовать 9 апреля.
Профессор кафедры международного частного права, руководитель Центра правового обеспечения ВЭД, импортозамещения и развития промышленности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Бениамин Шахназаров отметил, что Указ Президента США от 2 апреля, вводящий тарифные ставки, законен с точки зрения национального законодательства, однако он может нарушать режим наибольшего благоприятствования, закрепленный в праве Всемирной торговой организации.
«Необходимо понимать, что США имеют ряд международных обязательств в сфере международной торговли, вытекающих в том числе из членства в Всемирной торговой организации (ВТО). Уже отмечается возможное нарушение в процессе введения обозначенных пошлин права ВТО. Речь идет прежде всего об известном на международно-правовом уровне режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), который предполагает, что любое преимущество, предоставляемое государством-членом ВТО любому товару, происходящему из или предназначенному для конкретной страны, должно предоставляться в отношении всех других государств-членов ВТО», — сообщил Бениамин Шахназаров. Он также рассказал, что в Указе Президента США акцентируется внимание на дисбалансе торговых условий в рамках ВТО. Несмотря на то, что члены организации обязались предоставить друг другу РНБ в торговле, значительная разница в тарифных ставках между США и их ключевыми торговыми партнерами остается актуальной. «В Указе отмечается, что в США действует одна из самых низких в мире простых средних тарифных ставок РНБ, в то время как у многих ключевых торговых партнеров США такие ставки существенно выше. Таким образом, мы имеем дело с дискуссионной и спорной риторикой о фактической ситуации, которая осложнена кризисом системы урегулирования споров, не функционирующей с 2019 года из-за блокирования США процесса формирования апелляционного органа — независимого института ВТО, благодаря чему США получают дополнительные возможности для фактического продвижения своей тарифной политики», — заключил Бениамин Шахназаров.