Ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Виктор Блажеев принял участие в парламентских слушаниях на тему «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации» под председательством Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Володина. В дискуссии приняли участие ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодателей, региональных органов власти, эксперты, лидеры фракций.
Фото: Пресс-служба ГД.
Речь о необходимости широкого обсуждения вопроса выхода из Болонской системы и возможных последствиях такого шага шла на пленарном заседании 7 июня.
«Очевидно: западную модель в этой сфере нельзя слепо копировать. Правильно на основе лучших практик сегодняшнего дня и советского периода создать собственную национальную эффективную систему высшего образования», — отметил Вячеслав Володин.
Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков отметил, что для успешного развития системы образования необходимо уделить внимание всем его ступеням — от школы до вуза. По его словам, в отечественном высшем образовании есть хорошие традиции в обучении математиков, физиков, инженеров и такую модель обучения можно распространить на все сферы.
Кроме того, присоединение к Болонской системе не привело к автоматическому признанию российских дипломов — эта работа ведется системно на основе многосторонних соглашений, подчеркнул Валерий Фальков. «Важно, чтобы академическая мобильность развивалась на принципах и по модели, которые в первую очередь соответствуют интересам нашей страны, чтобы мы не стали интеллектуальными донорами других стран», — подчеркнул он.
В своем выступлении Министр назвал ключевые принципы новой системы национального высшего образования. Первый — направленность всей системы на развитие интересов страны, достижение национальных целей. В реалиях сегодняшнего дня это обеспечение технологического суверенитета, отметил Валерий Фальков.
Второй принцип — открытость, развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован; третий — фундаментальность. Как отметил Министр, залогом качества образования должно стать сочетание фундаментальности и практичности.
Четвертый принцип — гибкость: она должна исходить из запросов экономики, работодателей, считает Валерий Фальков. Помимо этого, важна практичность: образование должно быть востребовано, добавил Министр.
Фото: Пресс-служба ГД.
Ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сопредседатель Ассоциации юристов России Виктор Блажеев в своем выступлении акцентировал внимание на особенностях образовательного процесса юристов.
Правовед отметил, что новая модель системы образования должна учитывать существовавшие традиции, в том числе, дореволюционного и советского образования:
«То лучшее, что мы имеем сейчас, а именно — мегапредметность в юриспруденции, когда мы изучаем смежные дисциплины, практикоориентированность нашей системы юридического образования, возможность создания индивидуальных траекторий, по которым обучаются студенты».
Особенно ректор отметил, что необходимо учитывать будущие вызовы и выстраивать систему образования так, чтобы юрист был востребован через какой-то период времени:
«Мы обсуждали такой вопрос на заседании Ассоциации юридического образования, которая объединяет более 80 вузов страны, на Комиссии по юридическому образованию Ассоциации юристов России, которую возглавляет Сергей Степашин, и такую модель предлагаем: базовой должна быть моноспециальность — это специалитет, который обеспечит фундаментальность подготовки».
«Бакалавр — это незавершенное высшее образование, как в советское время», — также добавил эксперт, — что касается магистратуры: это должна быть дополнительная “опция”, ступень в карьерном росте». Необходимо, по мнению Виктора Блажеева, сохранить и направленности подготовки магистров: академическую и практико-ориентированную.
Касательно подготовки кадров высшей квалификации, ректор отметил:
«Нужно закончить процесс выхода из уровней образования, так как нынешняя модель мешает подготовке научных и научно-педагогических кадров, для чего как раз и создана аспирантура. Защита диссертации на соискание степени кандидата наук происходит “за пределами” трехлетнего обучения, что демотивирует аспирантов и приводит к старению научно-педагогических кадров».