Граждане смогут пожаловаться на нарушения со стороны банков, микрофинансовых других организаций, например, страховщиков или операторов финансовых и инвестиционных платформ, в Центральный банк с помощью нового сервиса. В отличие от Интернет-приемной теперь можно будет подавать жалобы на те нарушения, которые не касаются лично гражданина. Обращение станет сигналом для проверки финансовой организации.
О работе нового сервиса рассказал ассистент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Максим Хромченко:
«Это результат банковского поведенческого надзора. Центральный банк теперь сможет получать жалобу анонимно, то есть не только в адрес определенных финансовых организаций, но и в целом всех. Этот сервис позволит проанализировать поведение финансовых организаций и выдать им обязательные для исполнения рекомендации. Также, по итогам рассмотрения обращения может быть предусмотрена выездная инспекционная проверка со стороны Банка России, после которой к нарушителю будут применены меры принуждения вплоть до отзыва лицензии».
Отвечая на вопрос о том, не повлияет ли нововведение на рост недобросовестной конкуренции, Максим Хромченко акцентировал внимание на том, что финансовый рынок – это рынок рисков: «И финансовым организациям, и потребителям финансовых услуг всегда нужно оценивать свои риски. Для того, чтобы выявить недобросовестную конкуренцию, существуют определенные критерии, например, массовые типовые жалобы на определенную финансовую организацию. В такой ситуации Банк России будет анализировать и смотреть на ситуацию, ведь данный ресурс – только один из элементов банковского поведенческого надзора. Будет запрашиваться информация о том, как ведет себя организация, выявлялись ли у нее до этого негативные практики предоставления финансовых услуг».
Кроме того, Максим Хромченко рассказал о преимуществах введения данного сервиса: «Это повлияет сокращение навязывания финансовых услуг. Кроме того, этот институт увеличит прозрачность предоставления таких услуг финансовыми организациями. Будет ли это иметь положительную динамику – увидим благодаря количеству разбирательств в судах».
«Банку России не важно, обращается ли гражданин в защиту своих интересов или нет. Самое главное – выявить, как ведет себя финансовая организация на финансовом рынке. Если в ходе выездных проверок и поведенческого надзора будут выявлены негативные практики предоставления финансовых услуг, тогда будут применены соответствующие меры принуждения», – заключил Максим Хромченко.