С 8 по 12 сентября 2025 года профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета Ксения Беликова приняла участие в Международной конференции «Сознание и искусственный интеллект 2025», представив презентацию и доклад на английском языке на тему «Digital State Plan (“Gosplan”): main parameters, legal regulation approaches, challenges and prospects» («Цифровой государственный план (“Госплан”): основные параметры, подходы к правовому регулированию, проблемы и перспективы»).
Обсуждая идею, предложенную экспертами ведущих российских вузов о внедрении цифрового Госплана, ориентированного на отечественные отрасли, такие как радиоэлектроника, автомобилестроение и другие - в перспективе, Ксения Беликова отметила, что «данная идея перекликается с нереализованным в СССР проектом Общегосударственной автоматизированной системы учета и обработки информации (ОГАС).».
В контексте международного опыта в докладе приводятся сравнительные модели:
- ЕС - Стратегия «Единого цифрового рынка» и Регламент GDPR, демонстрирующие баланс между регулированием и инновациями,
- Китая - курс на технологическое самообеспечение и слияние систем surveillance и ИИ («Cyber Great Wall»),
- США - ориентация на частный сектор (например, «Билль о правах в области ИИ») и использование экономических моделей для оценки решений.
Одним из предлагаемых правовых механизмов для тестирования «Цифрового Госплана» является экспериментальный правовой режим: «С одной стороны, подход тестирования Цифрового государственного планирования через экспериментальный правовой режим является успешным. С другой стороны, этот режим следует распространить на беспилотные и другие промышленные предприятия (как минимум), объединяя их в сеть, одновременно углубляя применение алгоритмов и систем ИИ через интеграцию», – отмечает в своем докладе Ксения Беликова, иллюстрируя применение системы иллюстрируется на примерах.
С одной стороны, «ИИ мог бы координировать действия министерств для решения ситуаций, подобной падению дерева на автомобиль на земле госучреждения, где устав последнего не предусматривает ни финансирования, ни функций для компенсации ущерба».
В более широком смысле «Цифровой Госплан» видится «не как диктатор, а как координатор, поддерживающий производство через госзаказы, налоговые льготы, инвестиционную поддержку и регулирование стандартов на всех этапах – от подготовки и планирования до запуска серийного производства и оценки его результатов», – отмечалось в докладе.
В целом инициатива по созданию «Цифрового Госплана» рассматривается как потенциальный инструмент для усиления технологического суверенитета, координации экономического развития и снижения зависимости от иностранных технологий.