С 28 по 29 ноября 2024 года профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Ксения Беликова приняла участие в Международном образовательном форуме «Международное образование в многополярном мире», выступив в секции «Цифровые технологии и искусственный интеллект» с докладом на английском языке и презентацией на тему “Education 4.0 as a new concept and the role of artificial intelligence” («Образование 4.0 как новая концепция и роль искусственного интеллекта»).
В своем докладе профессор обрисовала некоторые особенности образования 4.0 как новой концепции и роль искусственного интеллекта в нем. В докладе отмечалось, что развитие технологий приводит к четвертой промышленной революции, результатом которой является Индустрия 4.0, основанная на робототехнике, искусственном интеллекте (ИИ) и Интернете вещей (IoT). При этом утверждалось, что образование должно стать неотъемлемой частью этой трансформации, поскольку распространение индустрии 4.0 зависит от знаний и умений в передовых областях, непрерывного образования и обновления знаний. Основываясь на этой идее, докладчик сравнила "Образование 4.0" с "Образованием 3.0", отметив определенные инфраструктурные сдвиги и взаимосвязь между образованием и "Индустрией 4.0" в законодательной базе (как это видно, в частности, из приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования) и на практике. Далее докладчик рассмотрела примеры применения искусственного интеллекта в образовании 4.0, такие как персонализированное обучение, интеллектуальные системы тьюторинга, генеративный ИИ, аналитика данных и предиктивная аналитика и поддержка, виртуальная и дополненная реальность и метавселенные, языковая подготовка и перевод и т.д.
«Ценность разработки и оценки письменных заданий (таких как эссе, курсовые и выпускные квалификационные работы) с помощью искусственного интеллекта, поскольку такая помощь может принести существенную пользу обучающимся, указывая на их ошибки и предлагая конструктивную обратную связь, способствуя совершенствованию письменных и исследовательских навыков. Кроме того, перестройка работы алгоритма искусственного интеллекта российской системы «Антиплагиат» и оснащение его технологиями, которые распознают новые знания, нестандартные решения научных проблем и определяют смысл загруженных научных работ, может эффективно бороться с академическим мошенничеством. Отражая уникальный вклад автора в решение научных проблем, система может обеспечить единообразное поощрение академической честности наряду с надлежащей практикой цитирования, тем самым способствуя формированию культуры честности в научной деятельности» и «Мы выступаем за переход к новым форматам и типам заданий во время обучения, тестов и экзаменов, чтобы мотивировать обучающихся к занятиям, которые лучше соответствуют целям обучения и навыкам, необходимым для будущей работы. Эти задания должны включать: онлайн-видеолекции, записанные преподавателями на подходящие цифровые платформы, оснащенные необходимыми функциями, такими как многоязычные субтитры, подробные аннотации и т.д., и инновационные формы онлайн-взаимодействия, такие как практические занятия (лабораторные работы), которые позволяют студентам активно участвовать в малых группах во время занятий, оставаться на связи и получать быструю обратную связь. Примерами могут служить лаборатории виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR), новые цифровые образовательные платформы и соответствующие экосистемы. В отличие от существующих университетских хранилищ и инструментов оценки MOODLE, эти современные подходы предоставляют учащимся возможности для совместной работы, обмена материалами, общения с преподавателями в режиме реального времени и использования открытых образовательных ресурсов», - отметила Ксения Беликова.