Профессор Ксения Беликова приняла участие в Пятой международной конференции по вопросам мира и разрешения конфликтов в Тегеране
Главная/ Новости/
Профессор Ксения Беликова...

Профессор Ксения Беликова приняла участие в Пятой международной конференции по вопросам мира и разрешения конфликтов в Тегеране

С 27 по 28 мая 2024 года профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ксения Беликова приняла участие в Пятой международной конференции по вопросам мира и разрешения конфликтов (Fifth International Conference on Peace and Conflict Resolution (ICPCR), Конференция), организованной факультетом мировых исследований (Faculty of World Studies) Тегеранского университета (University of Tegran), Тегеран, Исламская Республика Иран. Профессор представила доклад, посвященный досудебному урегулированию споров в странах БРИКС, а также выступила модератором секции о международных инициативах и способах урегулирования конфликтов. Тезисы докладов участников Конференции (The 5th ICPCR Abstract Book) размещены по адресу.

Тегеранский университет (ТУ) – это государственное учреждение, которое считается самым развитым университетом в стране. Университет был основан в 1851 году и ратифицирован как первый современный университет в стране в 1934 году.

Что касается Конференции, то ежегодная Международная конференция по вопросам мира и разрешения конфликтов в Тегеранском университете - это платформа для обмена мнениями и выдвижения новых идей об исследованиях проблем мира, методах и навыках разрешения конфликтов.

Цель этой конференции - предоставить платформу для обмена знаниями и опытом и объединения усилий экспертам и всем, кто имеет отношение к этой области, с различными религиозными, этическими, психологическими, социологическими подходами, подходами в области искусства, средств массовой информации, прав человека, охраны окружающей среды и т.д.

Таким образом, на данной конференции представляются инновационные статьи с различными теоретическими и методологическими основами, а также с практическим подходом к решению проблем.

В Приветственном обращении к участникам Конференции основатель и ученый секретарь Секретариата Конференции Али Акбар Алихани (Ali Akbar Alikhani) отметил: «Ближний Восток обычно был напряженным регионом. Экстремизм и насилие не только не решают никаких проблем, но и усугубляют ситуацию. Мы приглашаем всех ученых, профессоров и тех, кто заинтересован в мире, принять участие в этой конференции, чтобы помочь укрепить дискурс о мире, дружбе и терпимости и представить свои научные решения для решения проблем и кризисов»

В Пленарной сессии Конференции присутствовали (в том числе онлайн) иностранные участники из стран Арабского Востока (Иордания, Ирак, Ливан и др.), России, Узбекистана, Индии, Малайзии и др.

С приветственным словом к участникам Конференции выступил Президент Тегеранского университета д-р Сейед Мохаммад Могими (Dr. Seyyed Mohammad Moghimi). На открытии присутствовал декан факультета мировых исследований д-р Сайед Реза Амели (Dr. Saied Reza Ameli).

Затем серия докладов Пленарной сессии была посвящена таким вопросам как: отношения между Ираном и арабами как инструмент развития сотрудничества и снижения напряженности (д-р Айман Халил (Dr. Ayman Khalil), Руководитель Арабского института исследований в области безопасности, Иордания (онлайн)); концепция мира в мышлении Фирдоуси (д-р Алиреза Гиямати (Dr. Alireza Ghiyamati), специализированный исследователь Шахнаме, Иран); роль и положение систем образования в уменьшении международных конфликтов на основе дружбы (д-р Бабак Шамшири (Dr. Babak Shamshiri), сотрудник факультета психологии и педагогических наук Ширазского университета, Иран); критическая педагогика мира: образовательные сценарии для понимания конфликтов (д-р Али Хорсанди Таскух (Dr. Ali Khorsandi Taskouh), доцент кафедры менеджмента и образовательного планирования, Университет Алламеха Табатабаи, Иран); эпистемологические различия и поиск основы исламского мира (д-р Али Акбар Алихани) и др.

Сессии Конференции проводились на английском, арабском языках и фарси.

Так, секции на английском языке 2 «Палестино-израильский вопрос: СМИ и дискурсы», 4 «Конфликт, кризис и разрешение конфликтов в Азии», 6 «Теоретическая и философская основа мира, конфликта и разрешения конфликтов» (27.05.2024) (рисунок 17-19), 10 «Образовательные и психологические модели мира и разрешения конфликтов», 12 «Международное регулирование и структуры: конфликт и разрешение конфликта – от теории к практике» и 14 «Международные инициативы и политические рычаги мира и разрешения конфликтов» (28.05.2024) включали доклады, затрагивающие такие вопросы как:

  • освещение в СМИ и на цифровых платформах позиций разных стран относительно палестино-израильского конфликта в современных период – например, в докладе «Насилие и насилие: в Палестине никогда не наступит мир без справедливости» д-ра Сима Байдья, доцента Центра западно-азиатских исследований Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру (Индия) отмечалось: «…, что справедливость является неотъемлемой частью урегулирования конфликта. Без справедливости мир никогда не может быть достигнут. Вопреки дипломатическому пониманию любого конфликта, в докладе утверждается, что основой любого процесса урегулирования конфликта является равноправное соблюдение прав при обеспечении справедливости. Мир никогда не может быть достигнут только путем диалога, если не затронуты ключевые вопросы. В этом контексте статья посвящена палестинскому вопросу и недавним потрясениям в этой области. Несмотря на тот факт, что в 21 веке насилие неприемлемо любыми дипломатическими средствами, в статье рассматривается насилие, применяемое обеими противоборствующими сторонами в затянувшемся конфликте в Палестине.» (Сессия 2);
  • практики разрешения конфликтов на примере сирийского противостояния, отношения Ирана и Пакистана, политические процессы и обеспечение региональной безопасности стран Центральной Азии и др. – например, в докладе «Местные и региональные переговоры как эффективная практика разрешения политического конфликта на примере сирийского противостояния» нашего соотечественника Тимура Мансурова с кафедры конфликтологии Казанского федерального университета (Россия) отмечалось: «…Результаты исследования показывают, что интернационализация сирийского конфликта не способствует его быстрому и эффективному урегулированию, а, наоборот, затягивает переговорный процесс, придавая ему долгосрочный характер. Причинами этого являются большое количество участников (как прямых, так и косвенных) переговорного процесса, их противоречивые интересы и цели, а также средства и способы поиска компромиссов и методы достижения результатов. В этой связи в сирийском конфликте, активная вооруженная фаза которого сейчас завершена, большую эффективность демонстрируют местные и региональные переговоры, проводимые в рамках различных диалоговых форматов и площадок, призванных решать широкий круг вопросов, от социально-гуманитарных до политических.» (Сессия 4);
  • положения Коранического, суфийского, исламского (на примере Аль-Фараби) учений о мире - например, в докладе «Предпосылка о приоритете мира в Коране и ее влияние на моральную теорию войны» д-ра Мохаммада Таги Исмали, ассистента Исследовательского института этики и духовных практик (Иран) отмечалось: «Приоритет мира означает, что в конфликтных ситуациях или в ситуациях, когда существует возможность возникновения разногласий, приоритет отдается действиям по установлению мира и примирению, а для продолжения конфликта или вступления в него требуется особая причина. Может ли такое значение быть выведено как предпосылка из учения Корана? Возможно, найти положительный ответ на этот вопрос не так уж и сложно, но более важный вопрос заключается в том, что, если такое значение можно вывести из Корана, то совместимы ли элементы этого значения с какой-либо из теорий нормативной этики, распространенных в современной моральной философии? Применимы ли современные теории деонтологии, консеквенциализма или теории, основанные на добродетели, к основам и моральным требованиям коранической подлинности мира? Отвечая на этот вопрос, я разделю дискуссию на две части: в первой части я отвечу на этот вопрос, используя метод анализа содержания аятов Корана, в которых говорится о феномене войны и мира, а также о моральных правилах ведения войны. Результаты этого ответа указывают на то, что содержание нескольких аятов Корана указывает на подлинность мира; можно признать, что цель Корана - привить предпосылку подлинности мира в религиозном учении мусульман. Во второй части, рассматривая различные методологические подходы в современной прикладной этике и доказывая правильность альтернативного методологического подхода под названием “моральный валуализм”, который может быть выведен из моральных тем Корана, я прихожу к выводу, что ни одна из теорий нормативной этики не может быть полностью адаптирована к этой предпосылке о подлинности мира в Коране; скорее всего, это предположение, скорее более совместимо с теорией морального валуизма, которая основана на формировании позитивных моральных установок и черт характера посредством нравственного поведения и поступков.» (Сессия 6);
  • применение в разрешении конфликтов образовательных, психологических и социологических моделей, в том числе подходов политической психологии для цели разрешения конфликтов - например, в докладе «Национальное примирение - попытка создать новую психосоциальную модель: обсуждение ситуации в Ираке» д-ра Рифаата Абдуллы Джассима, факультет педагогических и психологических наук Университета Басры (Ирак) утверждалось: «В настоящей работе предпринята попытка разработать новую модель примирения, основанную на социально-психологических принципах, которая может быть применена к любой другой стране, переживающей переходный этап от диктаторского правления к демократическому. Предлагаемая модель состоит из четырех элементов - сила, понимание, справедливость и трансцендентность…Применение силы - это первый этап примирения, и поэтому война и боевые действия являются неизбежным результатом изменения баланса сил. Изменение баланса сил ведет к изменению социальной иерархии, и это изменение приведет к приближению психологии войны и мира к смирению и стремлению к постоянному исследованию. Это признание сложностей и неопределенностей послужит катализатором для продолжения исследований, поощряя тонкий и адаптивный подход к пониманию сложностей человеческого поведения в условиях конфликта и стремлению к миру. Каково значение психологии войны и мира в разработке эффективных стратегий разрешения конфликтов и миростроительства? Понимание психологии войны и мира имеет решающее значение для разработки эффективных стратегий разрешения конфликтов, миростроительства и предотвращения будущих конфликтов. В нем используются междисциплинарные подходы, включающие знания психологии, социологии, политологии и других соответствующих областей.» (Сессия 10);
  • мотивы для того, чтобы отринуть западную цивилизацию и обратиться к лучшему будущему, механизмы досудебного (вне- и квазисудебного) способов урегулирования конфликтов в странах БРИКС, критический взгляд на урегулирование долгосрочных конфликтов кратковременными мерами и др. – например, в докладе д-ра Ксении Беликовой отмечалось: «Конфликт в гуманитарных науках рассматривается как органичная часть жизни…три варианта его развития это разрешение - идеальный, но часто недостижимый вариант; подавление т.е. снижение интенсивности конфликта без решения лежащих в его основе проблем и урегулирование, где самый близкий способ достижения результата без перегрузки судебной системы – это альтернативное разрешение споров (ADR) путем переговоров, медиации, арбитража либо посредством административного разбирательства…, в каждом из которых страны рассматриваемые страны БРИКС – Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР имеют свои сходства и различия» (Сессия 12);
  • вопросы необходимости мира и механизмы его достижения, различные аспекты оказания гуманитарной помощи ЕС и сравнения ее с гуманитарными интервенциями, мирные инициативы Африканского союза для обеспечения внутренней безопасности и противостояния интервенциям извне, оценка двойственной роли не являющихся государствами субъектов инициатив по мирному урегулирования на Ближнем Востоке (на примере Хезболлы), изменения мировых цепочек поставок вследствие изменений в торговых отношениях Китай и США – например, в докладе «Необходимость в мире и механизмы установления мира» д-ра Хавьера П. Мао, заведующего кафедрой философии, Шиллонг (Индия) подчеркивалось: «Все живые существа взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга. Таким образом, мир может значительно перевесить конфликты и войны. Качественное образование, процветание и справедливость для всех должны быть целью каждого общества. Правильное мышление должно стать частью образовательной программы во всем мире. Преподавание этики должно быть обязательным повсеместно. Духовность должна заменить догматические религии. Нравственные ценности всех религий должны быть сохранены. Для всеобщего блага необходимо взаимное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимоуважение…» (Сессия 14).

В Завершающей сессии Конференции прозвучал ряд докладов, ключевым из которых был доклад исполнительного секретаря Конференции, ассистента факультета мировых исследований д-ра Бехзада Ахмади (Dr. Behzad Ahmadi) по вопросу роли искусственного интеллекта в уменьшении конфликтов.

Была проведена презентация книги «Иранский мир» (“Iranian peace”), подготовленной работниками ТУ.

Тезисы докладов участников Конференции (The 5th ICPCR Abstract Book) размещены по адресу https://icpcr.ut.ac.ir/

Читайте также