Правовые аспекты в новой программе по обществознанию обсудили в рамках ПМЮФ-2024
Главная/ Новости/
Правовые аспекты в новой ...

Правовые аспекты в новой программе по обществознанию обсудили в рамках ПМЮФ-2024

27 июня 2024 года в рамках XII Петербургского международного юридического форума состоялась площадка «Правовые аспекты в новой программе по обществознанию».

Модератором секции выступил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, который отметил, что «обновленными федеральными государственными образовательными стандартами предусмотрено изменение содержания обществознания в школе до 3 лет – с 9-го по 11-й классы, при этом качество общеобразовательной подготовки в области права должно не просто не ухудшиться, а наоборот – улучшиться».

Помощник Президента Российской Федерации Владимир Мединский подчеркнул: «В советское время предмет обществоведение преподавался один год, это был один урок в неделю. Тот курс, который был взят министерством по перераспределению часов в пользу истории России, полностью соответствует долговременным чаяниям наших школ и учителей».

Спикер также отметил, что курс по обществознанию, преподаваемый с 1990х годов в школах, был наполнен излишним объемом теоретической фактологии, в которой было тяжело разобраться даже экспертам: «Безусловно, знания об обществе нужны каждому, вне зависимости от того, какую профессию выберет впоследствии школьник. Но теперь курс по обществознанию обретет больше смыслов, преобразуется в сторону большей практичности, понятности и полезности».

Учитель истории и обществознания, заслуженный учитель Российской Федерации Александр Воронцов рассказал о том, почему и в каком формате необходимо преподавать право в школе: «Прежний курс по обществознанию не давал ответов на те важные вопросы, которые возникали перед нашим молодым поколением в условиях сегодняшних геополитических вызовов. Формирование правовой культуры и правосознания, профилактика правонарушений всегда оставались центральными темами при выстраивании правового образования в школах. Правовые знания должны переноситься на воспитательную работу в школе или распространяться на предметы, преподаваемые в начальной школе, поскольку вопросы этики, морали тесно связаны с вопросами права, и чем раньше школьники познакомятся с этими аспектами, тем лучше».

Ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Сергей Тарасов объяснил, чем обусловлено изменение содержания курса по обществознанию в школе: «Обновленная программа по курсу обществознания – это баланс между интересами личности и интересами общества и государства. Сегодня общество заинтересовано в выстраивании новых ценностных оснований системы образования. Каждый человек хочет сделать окружающий мир более понятным и прозрачным, должна складываться целая и сущностно непротиворечивая картина мира, которая во многом определяет человеческие поступки. И курс обществознания, предлагаемый сегодня, в полной мере отвечает этим потребностям».

О формировании мировоззрения выпускников школ рассказал проректор по научно-исследовательской деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Синюков: «Главная и первая задача образования – формирование мировоззрения школьника. Приобретение знаний в сфере права – это задача высшей школы, задача средней школы – воспитать гражданина с адекватной социальной позицией. Вторая задача среднего образования – правовая социализация. Третья – получение молодым человеком навыков определенной социальной деятельности в сфере общественных отношений».

Владимир Николаевич также отметил, что из современных учебников по обществознанию необходимо убрать избыточный юридический материал. Спикер подчеркнул, что курс обществознания и права в школе должен способствовать воспитанию уважения к российской правовой культуре, изучению вклада России и СССР в мировую правовую культуру, поэтому и право в средней школе важно преподавать не как дисциплину, а как правовую культуру.

Начальник департамента по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах Администрации Президента Российской Федерации Владислав Кононов поддержал тезис об изменении подхода к содержании программы в курсе обществознания: «Правовые знания не связаны с заучиванием основ права в школе, важнее понять, что такое право справедливости, и почему в русском менталитете жить «по правде» не менее важно, чем жить «по праву». Новый курс обществознания поможет перейти от общества пассивных потребителей к обществу, которое будет идти по жизни с девизом «кто если не мы», с осознанием не только своих прав, но и обязанностей».

Читайте также