В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. No 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника«, Министерство просвещения Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Федеральным агентством по делам молодёжи, Студенческим координационным советом Общероссийского Профсоюза образования выступило с инициативой учреждения пяти именных стипендий для студентов, обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования по укрупненным группам специальностей или направлениям подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки».
В целях определения кандидатур выдающихся педагогических деятелей России, для присвоения их имен стипендиям Правительства Российской Федерации на платформе Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход» в период с 20 апреля по 20 мая 2023 г. проводится студенческое голосование
В качестве кандидатур были выбраны:
-
1. Бецкой Иван Иванович — основатель воспитательного училища для мальчиков при Академии художеств и Академии наук , института благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный институт). Автор работ «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764), «Краткое наставление, выбранное у лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1766).
-
2. Выготский Лев Семенович — советский психолог, впервые связавший педагогику и психологию. Исследователь особенностей детского развития. Основоположник коррекционной педагогики, социальной психологии и психолингвистики.
-
3. Гончаров Николай Кириллович — лицо советской педагогики 1940-1970 гг. Вице-президент Академии педагогических наук, главный редактор «Советской педагогики». В 1947 г. опубликовал «Основы педагогики», квинтэссенцию советской, насквозь идеологической педагогической науки.
-
4. Давыдов Василий Васильевич —советский и российский педагог и психолог. Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, вице-президент РАО. Созданная им в соавторстве с Д.Б. Элькониным теория развивающего образования до сих пор успешно применяется во многих школах РФ.
-
5. Иванов Игорь Петрович — доктор педагогических наук, академик РАО, основоположник «Педагогики сотрудничества», автор методики КТД (коллективных творческих дел).
-
6. Каптерев Пётр Фёдорович — российский и советский педагог и психолог. Является основоположником отечественной педагогической психологии. Один из организаторов в начале XX века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию.
-
7. Караковский Владимир Абрамович — доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент РАО, народный учитель СССР. Ученый был убеждён, что «школа будущего должна быть школой глубочайшего воспитания». В.А. Караковский исповедовал педагогику коллективной творческой жизни, делая акцент на воспитании у детей и молодежи инициативы, самодеятельности, творчества.
-
8. Карамзин Николай Михайлович — выдающийся историк, труды которого сыграли огромную воспитательную роль в подъеме национального самосознания России. В работах «История государства Российского», «Записки о древней и новой России» Карамзин осветил множество малоизвестных страниц русской истории, последовательно проводил мысль о преемственности в культуре и образовании, о необходимости либеральных реформ.
-
9. Лесгафт Петр Францевич — педагог, врач, один из основоположников школьной гигиены и врачебно-педагогического контроля в физическом воспитании. В основу педагогики положил антропологический принцип, целью которого было единство физического и умственного развития личности ребенка. Разработал практическую типологию детей. В концепции процесса обучения раскрыл дидактическое значение ощущений, восприятий, представлений, обобщений и их проверки деятельностью.
-
10. Макаренко Антон Семенович — советский педагог, создатель теории коллектива. Теория Макаренко нацелена на установление порядка и дисциплины при обязательном фоне оптимизма. Если цель «большого коллектива» (страны) подчинить человека именно ради подчинения, то цель макаренковского коллектива: подчинить, чтобы защитить.
-
11. Нечкина Милица Васильевна — историк, педагог, специалист по истории России XIX века (декабризм), академик АН СССР и АПН СССР, лауреат Сталинской премии второй степени, автор учебников, по которым более 30 лет учились школьники и студенты всей страны. В 1984 году предложила модель «перевёрнутого урока» (урока-наоборот): «... новое пусть черпают ученики из самостоятельного чтения учебной книги, соответственно. Пусть продумывают его, затем пусть обсуждают с преподавателем в школе, совместно приходят к выводам».
-
12. Рачинский Сергей Александрович — российский учёный, педагог, просветитель, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, надворный советник. Пытался создать новый тип русской национальной школы, на протяжении жизни построил 20 начальных школ, четыре из которых полностью содержал. Опыт работы своих школ обобщил в книге «Сельская школа».
-
13. Сластёнин Виталий Александрович — доктор педагогических наук, академик РАО. Участвовал в создании государственных образовательных стандартов по педагогическим специальностям, подготовке нового поколения учебно-методической документации для учебных заведений, готовящих учителей. Разработал модель учебного плана, обеспечивающего динамическое равновесие базового (федерального) и национально- регионального (вузовского) компонентов содержания образования.
-
14. Сорока-Росинский Виктор Николаевич — в начале 20-х гг. возглавил школу им. Ф. М. Достоевского, «Республику Шкид» (как названа она в одноименной книге И. Г. Белых и Л. Пантелеева). В период советской «трудовой школы» создал другую школу - с уклоном в интеллектуализм, творчество: журналы, спектакли и т. п. создавали атмосферу творчества и интеллектуальной соревновательности.
-
15. Сухомлинский Василий Александрович — советский педагог-новатор, детский писатель, создатель педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования
-
16. Уваров Сергей Семенович — граф, дипломат, министр народного просвещения с 1834 по 1849 г. Является основателем системы классического образования. Поставил задачу сформировать систему всестороннего контроля государства над воспитанием и образованием. Унифицировал учебные планы и программы учебных заведений. Значительно расширил сеть средних учебных заведений, качественно улучшил систему подготовки педагогических кадров.
-
17. Ушинский Константин Дмитриевич — основатель научной педагогики в России. Считал главными чертами педагогики народность. За пять лет, проведенных в европейских странах, Ушинский написал главный труд своей жизни – три тома «Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии)», а также книгу для чтения «Родное слово» и методическое руководство к ней.
-
18. Шамова Татьяна Ивановна — доктор педагогических наук, профессор. Член- корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор. Основатель научной школы «Управление образовательными системами». Работы Т.И. Шамовой связаны с разработкой интерактивных технологий учения школьников, содержания и технологий повышения профессиональной компетентности руководителей образовательных учреждений, методологии, теории и технологий управления образовательными системами.
-
19. Щукина Галина Ивановна — выдающийся советский и российский ученый-педагог, доктор педагогических наук, профессор, член- корреспондент АПН СССР и РАО. Г.И. Щукина является основателем научного направления исследований, которое правомерно назвать «Теория формирования познавательного интереса».
-
20. Эльконин Даниил Борисович — советский психолог и педагог. Доктор психологических наук, член-корреспондент АПН СССР. Главным вкладом в науку стало формирование и введение новой системы познавательного процесса. Совместно с В.В. Давыдовым создал теорию развивающего обучения младших школьников. В основе их концепции лежало три понятия - рефлексия, теоретическое мышление и учебная деятельность.
Принять участие в голосовании можно по ссылке – https://tvoyhod.online/surveys/48
Для участия в голосовании необходимо предварительно зарегистрироваться и заполнить личный кабинет на платформе Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход».