26 марта 2025 года в рамках XII Московского инновационного юридического форума состоялась секция «Умному городу – эффективное право».
В начале дискуссии выступила модератор секции, доцент кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Ольга Романова. Она озвучила вопросы, которые будут обсуждаться на секции: «Сегодня мы будем говорить о том, каким образом с помощью права можно повысить комфортность городской среды, какие нормативные правовые акты нужно использовать для обеспечения безопасной жизни населения, как защитить законные права и интересы граждан при осуществлении градостроительной деятельности».
Далее своим мнением по вопросу правового обеспечения градостроительства поделился Заместитель директора Департамента комплексного развития территорий Минстроя России Максим Гиль. Он заявил, что как в настоящее время, так и будущем принимаются и будут приниматься различные законы, цель которых – стимулирование комплексного развития градостроительной сферы.
Заместитель генерального директора АО «МР Групп» Андрей Кирсанов обратил внимание, что в настоящее время юристов в сфере градостроительства недостаточно.
«В этом году в нашей работе находится порядка 80 нормативных правовых документов. Например, интересна для изучения статья 23 ФЗ «О градостроительной деятельности субъектов», в которой обозначены особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах. Под руководством Министерства строительства России были разработаны генеральные планы с учётом действующего законодательства. Была предусмотрена особенность согласования таких планов. Сейчас мы активно работаем с возвращенными регионам, с правительствами регионов обсуждаем проблемные вопросы, которые постоянно возникают, так как там нормативное регулирование отличается. Мастер-план – будущее градостроительного законодательства. Надеюсь, очень скоро такой план появится в удобном виде и сможет отразить изменения по территориям», – объяснил эксперт.
Заместитель заведующего кафедрой градостроительства и пространственного развития по научной работе Государственного университета по землеустройству Мария Гаврилюк обратила внимание на опорные точки градостроительного законодательства.
«Современное градостроительное законодательство последовательно развивает принципы устойчивого развития территорий в сфере территориального планирования именно застроенных, урбанизированных территорий. И в первую очередь, у нас появляется принцип соблюдения общественного блага перед частными интересами. Но на уровне городов фактически стратегического планирования в настоящее время не существует. То трехуровневое территориальное планирование, которое было задано в Градостроительном кодексе, фактически потеряло свою комплексность. Город, полностью подчиняясь ведомственным интересам, вместо стратегии своего развития получает всего лишь утверждаемую карту размещения объектов инфраструктуры», – резюмировала эксперт.
По заявлению эксперта, в конце 2024 года была утверждена новая стратегия пространственного развития на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. «И как раз эта обновленная стратегия пространственного развития своими объектами ставит именно города, городские агломерации, средний город, малый город. В чём недостатки? Необходимо в числе объектов стратегии пространственного развития выделить такой объект, как моногород.
Спикер обозначила ещё одну проблематику. Существует понятие «инвестиционно-строительный цикл», который начинается с оформления прав на земельный участок, включая проведение инженерных возрастаний. Градостроительное законодательство неразрывно связано с оформлением прав на землеустройство. С 1 марта 2025 года в законодательстве введена новая статья, закрепляющая понятие освоения землеустройства. Генеральный план на данный момент утрачивает позиции фундаментального документа. Эксперт обратила внимание, что «наша жизнь не стоит на месте, мы живём в скоростном режиме, все время что-нибудь строится. Нет гибкости. Генплан – это плоскостная картинка, тогда как мастер-план дает нам яркую визуализацию и за короткий срок позволяет увидеть застройку. Тем не менее, генплан — это базис, это фундамент, на котором основываются все остальные предстроительные документы. Часто случается, что происходит процедура оспаривания генерального плана. И чаще всего генплан, примерно в 80% случаев, оспаривается именно с несоблюдением процедуры принятия его как нормативного правого акта».
«В то же время при оспаривании генплана по существу наиболее успешным у нас является такое основание, как нарушение принципа баланса интересов в сфере градостроительства. В настоящее время подготовлен проект федерального закона по поводу мастер-планирования и закрепления этого понятия в градостроительном законодательстве. Мастер-план — это образ будущего города, который определяется с учётом его индивидуальных особенностей. В этом законопроекте мастер-план представляет собой оптимизированный генплан, который содержит три элемента: стратегическое планирование, территориальное планирование, градостроительное зонирование», — отметила Мария Гаврилюк.
Ответственный секретарь Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Бачурина рассказала о пробелах в градостроительном законодательстве, особо подчеркнув баланс интересов и комплексное развитие территорий как основные положения отрасли:
«В Московской городской Думе нас спрашивали, почему генплан не имеет конечного срока. Мы отвечали, что это динамика, развитие. Вопрос здесь к тем, кто занимается разработкой градостроительной документации. Это не архитектурно-строительное проектирование. Это как раз пространственное проектирование», — заключила эксперт.
Новый национальный федеральный проект назвали «Развитие ипотеки и альтернативных форм приобретения жилья».
«Генплан - нерабочий документ, нужен единый. Считаю, что часть правовых норм содержится в гражданском законодательстве. Москва работает с инвестиционными проектами, с большими территориями. Москва заштриховала территории, которые нужно комплексно развивать. Что делать, если собственник не обратил внимание на эту заштриховку и он вообще не хочет развивать свою недвижимость? Нам нужно работать всё-таки более глубоко, именно в системном комплексе знать смежное законодательство. Очень хочется, чтобы по горизонтали в регионах и в муниципалитетах, и между муниципалитетами и регионами была корпоративная культура. Тогда и частные инвестиции будут работать», - подвела итоги Светлана Бачурина.