26 марта 2025 года в рамках XII Московского международного юридического форума на площадке Цифрового делового пространства состоялась секция «Русские офшоры: возвращение бизнеса в родную гавань».
Модератором дискуссии выступили доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Наталья Кантор и заведующий кафедрой международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Канашевский.
«Сегодня мы обсуждаем переезд иностранной корпорации из иностранного государства в Россию. Российское законодательство не регулирует выезд компании из России: нормативно правовыми актами определена только входящая редимициляция. Сегодня мы обсудим, какие меры позволяют держать удар, эффективность уже принятых мер, а также трудности, возникающие перед бизнесом при его переезде в качестве международной компании», – отметила в начале секции Наталья Кантор.
Партнер компании «Деловые Решения и Технологии» Антон Зыков в ходе обсуждения возникших у аудитории вопросов рассказал, кто ответственен в России за неудержание налога на нерезидентов у источников выплаты, а также на что может повлиять аффилированность организаций, которые находятся за границей: «У нас налоговый агент, который платит деньги, и несет конечную ответственность, хотя раньше было иначе. А в аффилированности, в моем представлении, нет ничего страшного, но только в том случае, если сделки совершаются на тех условиях, в которых бы действовали два независимых контрагента», – поделился Антон Зыков.
Дискуссию продолжила заместитель начальника Управления международного налогообложения ФНС России Анастасия Смотрицкая. Она подчеркнула ключевые особенности офшоров, которые позволяют отличать их от иных объектов.
«Офшор — это некоторая юрисдикция, которая отличается от всего остального упрощенной отчетностью, полным отсутствием налогообложения и закрытой информацией. Исходя из совокупности этих критериев, САР нельзя назвать офшором», – поделилась Анастасия Смотрицкая.
Далее в рамках секции выступил партнер Корпоративной практики юридической компании «Алруд» Александр Клещев. Он выделил особенности практики применения норм иностранного права для регулирования деятельности международной компании: «несмотря на то, что закон допускает применение норм иностранного права в течение определенного периода, есть большая сложность понять, какие нормы являются императивными, а какие — диспозитивными. Поэтому тяжело определить, что можно подчинить иностранному праву, а что — нет».
Эксперт департамента сопровождения специального административного района, АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Алексей Тесленко рассказал о трудностях, встречающихся на пути перехода компании на другую площадку ведения бизнеса.
«Одной из таких трудностей выступает следующее: многие сопровождающие организации отказываются работать с российскими бенефициарами. Но мы пытаемся помогать им: ищем решения этой проблемы, подготавливаем документы, проверяем их и в дальнейшем продолжаем сопровождать такие компании», — отметил Алексей Тесленко.
В ходе дискуссии заведующий кафедрой международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Канашевский затронул тему значимости влияния международных налоговых соглашений на принятие решений компаниями о редимициляции, а также особенности понимания термина «офшор».
«Офшоры — это такая категория, которую можно рассматривать в классическом и широком видах. По каким-то определенным причинам они есть у всех стран. Так, можно увидеть, что офшоры — это инструмент, которым нужно пользоваться. Нам необходимо подумать, как правильно использовать этот инструмент, как привлекать бизнес из СНГ и других дружественных стран. У нас такие проекты были, к сожалению, но оказались на полке. Нам нужно думать завтрашнем дне: если мы будем видеть стратегический путь, нам станет легче принимать решения по вопросам о том, что делать с такими компаниями», — заключил Владимир Канашевский.