Календарь | Май 2021

СвернутьПоказать

МЮФ: в МГЮА прошел международный симпозиум по инновациям в юридическом образовании

14.04.2021
Пресс-служба

В рамках VIII Московского юридического форума «Социально-экономическое развитие и качество правовой среды» состоялся Международный симпозиум «Инновации в юридическом образовании: как и чему учить юристов будущего» (Innovations in Legal Education: What and How to Teach Tomorrow’s Lawyers) на английском языке, который собрал 130 участников из России, Испании, США, Казахстана и других стран.

Организаторами мероприятия стали Центр академического развития и образовательных инноваций совместно с кафедрой практической юриспруденции Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках консорциума «Инновационная юриспруденция».

Партнерами мероприятия выступили Европейская Ассоциация правовых технологий (ELTA – European Legal Tech Association), Центр развития юридических клиник, Европейская Ассоциация студентов-юристов (ELSA – European Law Students Association), Альянс инноваций в юридическом образовании (ILSA – Innovation in Law Studies Alliance).

Модератором симпозиума выступил директор Центра академического развития и образовательных инноваций Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Никишин, который отметил, что юридическое образование стоит перед вызовами, которые обусловлены стремительным развитием науки и технологий, повсеместным внедрением информационных технологий в юридическую практику.

«Каким должен быть юрист будущего? Каким набором компетенций он должен обладать? Как современные цифровые технологии могут помочь в подготовке таких специалистов? Эти вопросы являются основополагающими, поскольку юрист будущего – это студент, которого мы обучаем уже сегодня», – подчеркнул модератор.

В своем приветствии проректор по учебной и методической работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Мария Мажорина отметила, что МГЮА является лидирующем вузом в области инноваций в юридическом образовании, интеграции достижений юридической науки в образовательный процесс по таким актуальным направлениям, как «цифра» и право, право и «геном». По мнению спикера, ключевой вопрос, который стоит перед всеми лидерами университетского образования – как сделать выпускников максимально адаптированными к изменяющейся среде юридической деятельности, когда они выйдут из стен вуза.

«Здесь мы видим, что существуют разные субъекты: это вузы, работодатели и высокотехнологичные компании, которые создают разные продукты. Наша задача – установить тесный диалог между всеми игроками и найти новые форматы для повышения эффективности юридического образования», – считает Мария Мажорина.

Президент Европейской Ассоциации правовых технологий (ELTA) Хольгер Цшайге посвятил свое выступление такому набирающему популярность направлению как Legal Tech. Спикер подчеркнул, что в ближайшем будущем роботы хоть и заменят человека в некоторых видах юридической деятельности, но не смогут полностью вытеснить человека-юриста. По мнению эксперта, задача научно-образовательного сообщества в сфере юриспруденции заключается в приведении в порядок образовательных программ, обеспечении их соответствия тем вызовам, которые стоят сегодня перед обществом, государством и бизнесом в связи со стремительным развитием науки и технологий.

Президент Альянса инноваций в юридическом образовании (ILSA) Мария Хесус Гонзалес-Эспехо в своем докладе «Как подготовить юристов к тому, чтобы они стали экспертами в области искусственного интеллекта: предложение по обучению ИИ шести уровней» остановилась на важнейших проблемах, связанных с искусственным интеллектом и его использованием юристами.

«В науке, которая занимается теорией и разработкой программных решений, способных выполнять задачи, обычно требующие человеческого интеллекта, увеличилась частота публикаций об искусственном интеллекте, а также появились различные учебные и информационные форумы по правовым вопросам», – сообщила эксперт.

Мария Хесус Гонзалес-Эспехо отметила, что мнение научного сообщества разделилось: одни эксперты видят большой потенциал в ИИ, другие предупреждают о внутренних рисках и опасностях, которые может вызвать его использование, в том числе это касается и его влияния на юридические профессии. Также спикер поделилась довольно распространенным мнением о том, что ИИ способен заменить адвокатов и судей, в частности, выполнять их обязанности.

Директор Центра развития юридических клиник Максим Дранжевский обозначил основные тренды трансформации юридического образования. Спикер раскрыл отдельные аспекты деятельностного подхода в обучении юристов и предсказал появление новых методов обучения.

Ричард Рое, профессор права, адъюнкт-профессор Университета Джорджтауна, акцентировал внимание на влиянии интерактивной методологии на процесс и содержание обучения. Также спикер провел короткий мастер-класс, посвященный вступительным заявлениям в ходе судебного разбирательства.

Доктор права, приглашенный исследователь Университета Саламанки Пауло Ксавье посвятил свое выступление цифровой трансформации юридического образования и отметил, что процесс состоит из нескольких шагов: «В образовательные программы должны быть внесены дисциплины, направленные на изучение высоких технологий: ИИ, смарт-контрактов, блокчейна. Также появляются новые методы юридического образования – геймификация и ролевые игры».

Татьяна Михеева, профессор кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета, рассмотрела вопрос интерактивных форм и методов в преподавании юридических дисциплин. Спикер подчеркнула, что одним из самых популярных видов учебной работы студентов является деловая (ролевая) игра, так как она построена на творчестве, состязательности, коллективном сотрудничестве и учит студентов оценивать события, предвидеть их, принимать решения и прогнозировать исход. Не менее продуктивным, по мнению профессора, является проблемно-поисковый метод, который предусматривает проблемное изложение материала, проблемные эвристические диалоги, упражнения проблемно-поискового характера, а также создание определенной проблемной ситуации и организацию коллективного поиска оптимального варианта решения проблемы.

О проблемах междисциплинарности и трансдисциплинарности в юридическом образовании высказался профессор Юго-Западного государственного университета Валерий Новичков. Спикером было раскрыто место трансдисциплинарного направления в современном образовании и науке, его соотношение с междисциплинарным подходом в этих же средах на примере преподавания одной из дисциплин в магистратуре юридического факультета ЮЗГУ («Прогнозирование в сфере борьбы с преступностью»).

Руководитель исследовательской группы «Национальный рейтинг университетов Интерфакс» Алексей Чаплыгин рассказал о программах цифровой юриспруденции в университетах. Аналитик отметил, что возникает потребность и необходимость оценки качества новых образовательных программ, в том числе организации общественно-профессиональной аккредитации под эгидой Ассоциации юристов России. По мнению докладчика, наряду с формированием отраслевого рейтинга вузов (специализированных подразделений вузов) в сфере цифровой юриспруденции полезно организовать и периодическое формирование рэнкинга образовательных программ цифровой юриспруденции.

«Целевой аудиторией могут выступить семьи потенциальных абитуриентов, студенты многих направлений подготовки и состоявшиеся специалисты, намеренные поменять свои карьерные траектории, а также предприятия и организации цифровой экономики, заинтересованные в привлечении высококвалифицированных компетентных специалистов», – отметил спикер.

Вопросы сравнительного правоведения в междисциплинарном дискурсе подготовки современного юриста были рассмотрены в докладе Максима Тирских, профессора кафедры международного права и сравнительного правоведения Иркутского государственного университета. По словам спикера, необходимо правильное методологическое оснащение преподавания как сравнительного правоведения в вузах, так и отдельных дисциплин с использованием методологии сравнительного правоведения в целях формирования компетенций, позволяющих будущему юристу формировать правовую позицию, а не воспринимать уже имеющиеся стереотипные шаблоны.

Доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Михаил Бундин посвятил свое выступление правовым аспектам индентификации обучающихся при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Мария Самсонова, заместитель заведующего кафедрой практической юриспруденции Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), рассказала о кафедре практической юриспруденции, которая была создана в Университете в 2018 году как инновационная лаборатория, позволяющая студентам применять приобретенные теоретические знания на практике и овладеть самыми передовыми технологиями юридической профессии при помощи инновационных образовательных разработок и методик обучения.

«Особый интерес участников вызвали инновационные программы рассредоточенной практики, построенной по принципу «не студент идет на практику, а практика идет к студенту», – отметила Мария Самсонова.

В настоящий момент на кафедре практической юриспруденции реализуется более 20 таких программ, каждая из которых – авторский практической курс, который знакомит с работой юриста в определенной сфере, позволяет приобрести практические навыки работы и углубить свои знания в области права. Представители российских вузов выразили глубокую заинтересованность в участии своих студентов в данных программах практики в рамках межвузовского сетевого взаимодействия.

Об алгоритме сетевого взаимодействия юридического факультета рассказала доцент Забайкальского института предпринимательства – филиала АНОО ВО Центросоюза РФ «Сибирский университет потребительской кооперации», декан юридического факультета Ирина Лиценберг. В своем докладе она подчеркнула специфику реализации образовательных программ в сетевой форме по юридическим специальностям и предложила алгоритм сетевого взаимодействия, разработанный с учетом опыта юридического факультета Забайкальского института предпринимательства.

О практике проведения занятий по информационно-аналитической деятельности прокурора в условиях цифровизации рассказал Эдуард Хатов, профессор кафедры международного сотрудничества в сфере прокурорской деятельности Университета прокуратуры Российской Федерации. Спикер выдвинул тезис о необходимости совершенствования процесса обучения прокуроров в части насыщения учебных программ практическими занятиями, предусматривающими формирование умений использования аналитических баз данных и приложений, углубленное изучение функциональных возможностей Единой системы межведомственного электронного взаимодействия, государственной автоматизированной системы правовой статистики органов прокуратуры, информационных систем «Надзор-WEB», единой защищенной сети передачи данных. Также профессор отметил важность элементов программирования (Python) и визуализации данных.

Старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Юго-Западного государственного университета Андрей Лясковец рассказал об использовании игровых технологий в обучении юристов. Спикер отметил, что геймификация в образовательном процессе представляет собой относительно новое перспективное направление, которое имеет целый ряд преимуществ по сравнению с традиционными образовательными технологиями, однако использование подобного рода методик должно быть дозированным и не подменять классические образовательные приемы.

О применении образовательных площадок для осуществления предварительной (досессионной) подготовки обучающихся заочной формы обучения (на примере Google Classroom) сообщил Дмитрий Шибаев, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и правовой информатики Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

В завершение симпозиума куратор проекта информационной поддержки вузов Москвы Консорциума «Кодекс» Наталия Каширина рассказала о формировании цифровых компетенций у юристов в условиях изменения и развития профессиональных справочных систем.

Традиционно юристы обращаются к справочным системам в своей профессиональной деятельности, а в процессе обучения в вузе приобретают соответствующие цифровые и общепрофессиональные компетенции. Однако сегодня справочные системы также претерпевают изменения: востребованными становятся ИТ-разработки, позволяющие объединить разрозненные фонды внешней и внутренней документации компании в единое информационное пространство», – отметила эксперт.

В работе симпозиума также приняли участие представители многих российских и зарубежных университетов, крупных международных корпораций, юридических компаний, производителей и интеграторов программного обеспечения, техники и информационных систем.


Система Orphus