Календарь | Май 2021

СвернутьПоказать

МЮФ: Реализация образовательных программ в сфере юриспруденции

10.04.2021
Пресс-служба

9 апреля в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в рамках Московского юридического форума состоялся круглый стол «Реализация образовательных программ в сфере юриспруденции с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

Модератором выступил директор Центра мониторинга законодательства и правоприменения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Олег Гринь.

«Сегодня тематика круглого стола выбрана не случайно: мы все находимся в очень интересной новой реальности. Об этом очень много и давно говорилось, создавались соответствующие нормативные акты подзаконного характера на уровне Министерства науки и высшего образования, были предусмотрены положения закона. Однако никто точно не подозревал, когда эти нормы создавались, когда осуществлялось подзаконное регулирование, насколько много будет в нашем высшем образовании дистанционных технологий и электронного обучения. 2020 год показал, насколько это все актуально, насколько много этих технологий и насколько значимы эти решения на сегодняшний день».

8Z5A7520.JPG

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился ректор Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), сопредседатель Ассоциации юристов России Виктор Блажеев.

«Очень важно, что мы встречаемся и обсуждаем такую значимую тему, связанную с применением дистанционных технологий. Я думаю, что в ходе нашей сегодняшней дискуссии будут высказаны идеи, которые будут восприняты всеми нами, развиты, а в последствии все это выльется в какие-то уже конкретные проекты, которые мы будем реализовывать в рамках нашей ассоциации».

Проректор по учебной и методической работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Мария Мажорина выступила с докладом на тему «Юридическое образование в условиях пандемии: вызовы, практики, тренды», в котором отметила сплочение вузовского сообщества и привела результаты социологического исследования:

«Мне представляется, что сегодня у юристов открывается огромная палитра новых отношений. Спрашивали у студентов, какие направления им кажутся наиболее перспективными в области эволюции права, и самое большое количество ответов мы получили в пользу института кибербезопасности, киберпреступности. Биокэномика, биобезопасность, геном и прочее – это те междисциплинарные области для развития права, которые будут динамичными».

Среди практик, требующих реагирования, эксперт выделила перераспределение студентов по программам обучения (сокращения специалитета и второго высшего образования в пользу бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования), реконфигурацию рынка образовательных программ, а также индивидуализацию и гибридизацию образовательных траекторий. Мария Мажорина отметила, что дистанционное обучение хоть и не может быть генеральной формой реализации учебного процесса, но субсидиарное использование этих технологий разумно: позволяет привлечь к совместной работе различных профессоров и дает возможность вузу обогатиться методологически.

«Каждый вуз сейчас ищет свой путь в новых условиях. Какое все-таки образование должно быть: академическое или практико-ориентированное, широкое или специализированное, упор на hard-skills или soft-skills. Каждый вуз формирует некое ДНК-университета, и поэтому сила, как мне представляется, во взаимном обогащении».

8Z5A7546.JPG

Ирина Киселева – и.о. декана юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (ННГУ) – рассказала о преподавании юридических дисциплин с использованием дистанционных технологий в ННГУ имени Л.И. Лобачевского. Среди плюсов дистанционного образования Ирина Киселева привела в пример возможность иностранных студентов продолжать обучение и привлечения западных специалистов без перемещения в пространстве. Однако нашлись и серьёзные минусы, одним из которых спикер считает сложность промежуточной и итоговой аттестации, а также тот факт, что технологии не позволяют в полной мере избежать потери связи между преподавателем и студентом.

Заведующая кафедрой теории и истории государства и права Юридической школы дальневосточного федерального университета Ольга Мирошниченко поделилась своим опытом реализации учебного процесса с использованием платформы Microsoft Teams в период пандемии. Проведя сравнительный анализ наиболее распространенных платформ, спикер отметила преимущества Microsoft Teams в виде возможности постановки задач с временным интервалом и критериальным способом оценки и маленького трафика (в отличии от Zoom), а главным минусом назвала централизованное администрирование (преподавателю доступно только то, что ему открыл администратор – IT менеджер).

Подводя итог своего выступления, Ольга Мирошниченко предположила необходимость создания уникальной онлайн-платформы, разработанной специально для образовательных нужд.

Ольга Гюрджан – консультант Regis college, кандидат юридических наук – представила доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии: опыт США».

По мнению правоведа, США ввели довольно успешную практику для решения вопроса контроля качества образования студентов: тесты проводятся в определенные временные рамки, а результат не засчитывается, если сеанс связи прерывался.

Начальник Учебно-методического управления Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Наталья Софийчук рассказала о роли преподавателя в организации образовательного процесса в условиях его цифровизации. Отметив изменение современного отношения к личности преподавателя, спикер обозначила трудности, с которыми столкнулись преподаватели при переходе на дистанционное образование, и предложила ряд организационных мер, нацеленных на оптимизацию учебного процесса.

«Можно автоматизировать часть рутинного процесса, но что никогда не будет участвовать в процессе автоматизации - это творчество. Оно всегда будет тем трендом, который делает нашего выпускника конкурентоспособным, и роль преподавателя заключается, в том числе, в развитии творческой компоненты у студента».

8Z5A7558.JPG

Директор Центра академического развития и образовательных инноваций Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Никишин рассказал о развитии сетевого взаимодействия при реализации образовательных программ в сфере юриспруденции. Сделав акцент на магистерских программах различной направленности, эксперт, тем не менее, отметил перспективность сотрудничества и в рамках бакалавриата, а также предложил осуществлять обмен знаний не только в области права.

Заместитель заведующего кафедрой практической юриспруденции Университета имени О.Е Кутафина (МГЮА) Мария Самсонова представила новые подходы к организации практики обучающихся бакалавриата.

В дискуссии также приняли участие директор Юридического института Сибирского федерального университета Ирина Шишко и заместитель директора по науке Башкирского государственного университета (Института права) Наталия Латыпова.

Модератор Олег Гринь, подводя итоги круглого стола, поблагодарил всех участников, а также отметил необходимость перехода на практический уровень реализации инициатив и договоренностей.

«Мы должны все подготовить сборник лучших методических практик по проведению соответствующих наших образовательных и иных мероприятий с использованием дистанционных технологий, - я думаю это будет правильным логическим этапом развития той темы, которую мы подняли», - поделился эксперт.

Система Orphus