Представители Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) приняли активное участие в международном военно-техническом форуме «Армия-2022», который является одной из крупнейших международных выставок вооружений и дискуссионно-аналитических площадок для взаимодействия деловых и экспертных кругов России с зарубежными государствами в сфере оборонной промышленности, военно-технического сотрудничества и проблем военной безопасности. Мероприятие проходит в Подмосковье на территории Конгрессно-выставочного центра «Патриот» с 15 по 21 августа.
Одним из первых участников насыщенной деловой программы форума стал заведующий кафедры медицинского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Александр Мохов. Он принял участие в круглом столе «Единые контуры информационной, биологической и когнитивной безопасности стран в условиях санкционных войн. ОДКБ - новые вызовы, новые перспективы, новые возможности», где приглашенные эксперты из разных стран рассмотрели виды безопасности, оценили риски, возникшие в условиях санкционных войн, угрожающие коллективной безопасности, а также обсудили перспективы решения возникших проблем, предлагая новые возможности в обеспечении комплексной безопасности.

Свое выступление Александр Мохов посвятил вопросам биологической безопасности, подготовив доклад в рамках программы стратегического лидерства - «Приоритет-2030». Актуальность тематики не вызывает вопросов – достаточно посмотреть на обозначенный спикером перечень рисков и угроз, стоящих сегодня перед человечеством в целом. Помимо изменения климата, о котором все чаще говорят ученые и политики, это и эволюция микроорганизмов, вирусов – проблема, которая напрямую влияет на наше здоровье: постоянное появление новых штаммов патогенов бросает серьезные вызовы иммунитету человека как таковому и современной медицине в целом. Кроме этого, по словам эксперта, не стоит забывать об антропогенной нагрузке на биосферу, авариях на опасных объектах, биотерроризме и целенаправленной деятельности по созданию новых или модификации известных биообъектов с «особыми» свойствами. Все вышеперечисленное так или иначе отражается на заболеваемости и смертности населения, и задачи, связанные с охраной окружающей среды и населения от угроз биологического характера, приобретают высокую значимость. Так, от 30 декабря 2020 года был принят Федеральный закон N 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации».
- «Согласно ст. 1 ФЗ от 30 декабря 2020 г. N 492-ФЗ «О биологической безопасности в Российской Федерации», биологическая безопасность – состояние защищенности населения и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, при котором обеспечивается допустимый уровень биологического риска», - разъяснил Александр Мохов, упомянув также понятия «опасный биологический фактор» и «биологический риск». Опираясь на четвертый пункт упомянутого Федерального закона, спикер также рассмотрел основные задачи деятельности по обеспечению биологической безопасности. Среди них – определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения биологической безопасности, прогнозирование, выявление, анализ, оценка рисков и разработка, применение мер по выявлению, предупреждению и устранению биологических угроз (опасностей), разработка и применение мер по выявлению, предупреждению и устранению биологических угроз (опасностей), а также организация научной деятельности и многое другое.
Углубляясь в обозначенную тему, Александр Мохов представил схему, где обозначил уровни, на которых реализуется обеспечение биологической безопасности, и те вызовы, которые стоят перед конкретной сферой. Так, к примеру, если рассматривать уровень «Наука и технологии», то здесь можно говорить о разработке лекарственных препаратов (антибактериальные, вакцины и др), диагностических средств и средств индивидуальной и коллективной специфической и неспецифической защитой в ответ на новые и вновь возвращающиеся инфекции. Большое внимание спикер уделил правовому срезу, рассмотрев национальное и наднациональное законодательство.
На уровне национального законодательства Александр Мохов обратил внимание на совокупность норм федерального конституционального и текущего законодательства. Он отметил, что закрепление и развитие получили общие правовые режимы (осуществление ряда видов деятельности) в обычных, текущих (вне периода эпидемии или повышенной готовности), в то время как особые (экстраординарные) правовые режимы, регулирующие функционирование органов управления и производств, мобилизацию сил и средств, «находятся лишь на начальном этапе развития».
«Формирование законодательства о биологической безопасности – начальный этап развития», - обобщил спикер.
В завершение своего доклада Александр Мохов озвучил ряд предложений и рекомендаций в отношении дальнейшего развития вопросов биобезопасности на каждом уровне.
«Необходимо дополнить национальное законодательство о биологической безопасности положениями по видам деятельности (в период режима повышенной готовности, пандемии и др.). Что касается наднационального уровня – требуется разработка организационных и нормативных основ деятельности государств-участников ОДКБ в части обеспечения биологической безопасности», - поделился эксперт, призвав также к созданию совещательных и экспертных органов по биобезопасности в рамках ОДКБ (Прим.ред - Организация Договора о коллективной безопасности).
На следующий день, 16 августа, состоялась III научно-практическая конференция «Военное право в системе обеспечения национальной безопасности, международно-правовые аспекты военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», инициатором которой выступил Правовой департамент Минобороны России при поддержке АО «Рособоронэкспорт» в сотрудничестве с Академией военных наук и Институтом государства и права РАН. В мероприятии приняли участие более 100 представителей федеральных органов государственной власти, общественных и научных организаций. От Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) присутствовали ректор Виктор Блажеев, представляющий также Ассоциацию юристов России, и профессор кафедры международного права Вячеслав Батырь. В ходе конференции экспертами были затронуты вопросы совершенствования подготовки и профессиональной реализации специалистов в области правового обеспечения национальной безопасности и развития военного права в современных условиях и многое другое. Так, Вячеслав Батырь выступил с докладом, где отразил актуальные проблемы современной системы международного гуманитарного права.
В тот же день, сотрудники и студенты МГЮА приняли участие и в ином мероприятии форума «Армия-2022» - Конгрессе «Стратегическое лидерство и технологии искусственного интеллекта», в рамках которого состоялись дискуссии по широкому кругу тем, включающих вопросы трансформации образования при помощи технологий ИИ, подготовки высококвалифицированных кадров в ИТ-области и многие другие. Молодежный цифровой омбудсмен, директор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА Дмитрий Гуляев, а также члены команды Молодежного цифрового омбудсмена - инспектор Центра по обеспечению прав молодежи в цифровом пространстве МГЮА Полина Туманова и обучающаяся 4 курса Института судебных экспертиз Лилия Махмутова, представляли МГЮА сразу на двух площадках Конгресса.
Одной из таких площадок стала секция «Международное сотрудничество в сфере ИИ – интеграционная политика России в области искусственного интеллекта», где обсуждались возможные сценарии будущего взаимодействия России с внешними партнерами в контексте текущей геополитической реальности, перспективы двустороннего сотрудничества России с технологическими и индустриально-развитыми странами по актуальной ИИ-повестке, включая сотрудничество образовательных организаций высшего образования с ИТ-компаниями-мировыми лидерами в области ИИ.
Другой – круглый стол «Влияние технологий искусственного интеллекта на развитие общества». В ходе мероприятия приглашенные эксперты анализировали существующие и потенциальные глобальные цивилизационные риски, связанные с развитием в России искусственного интеллекта, механизмы их предотвращения и защиты от них. Отдельное внимание было уделено проблеме манипулятивных дипфейков. Акцентировано внимание на механике их создания и способах противодействия им. В завершение участники круглого стола подчеркнули необходимость ускоренного развития этического регулирования сферы ИИ, определения границ его юридической и т.н. этической ответственности, осуществления реального контроля за его этапами развития данной технологии. По итогам площадки для разрешения обозначенных вопросов была выдвинута инициатива создания в России специализированного института, который мог бы функционировать при Президенте Российской Федерации.


17 августа заведующий кафедры медицинского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Александр Мохов выступил с докладом «Биоэтика и биобезопасность», подготовленного в рамках Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». В своем выступлении эксперт сделал акцент на одном из основных трендов развития в 21 веке – переход от сложившейся экономики к биоэкономике, ведущая роль в которой отводится биотехнологиям, которые в сочетании с иными технологиями способны дать синергетический эффект.
По словам Александра Мохова, биоэкономика – это экономика больших возможностей, но и очень высоких рисков, «часть из них мы даже не можем предсказать, так как не имеем достаточных данных». Появляется возможность использовать технологии, ресурсы на научно обоснованных принципах (этических и правовых), обеспечивающих рациональное использование ресурсов («замкнутые» технологические жизненные циклы; минимизация негативного влияния производственных и иных факторов на окружающую среду, биосферу; востребованность природоподобных технологий; устойчивое развитие). «В этой связи мы должны уже сейчас предпринимать меры по нивелированию возможных угроз и рисков, в том числе в контексте обеспечения биологической безопасности», – добавил эксперт.
Спикер подчеркнул, что между нормами законодательства и нормами этики есть много общего, но есть и отличия. Именно их сочетание, совместное использование позволяет обеспечивать приемлемый уровень безопасности и выходить на устойчивое развитие. Так, по его словам, «сегодня в основном развивается наука, образование, немного – экспертная практика. Есть различные Советы, такие, как Совет по этике (клинические исследования лекарственных препаратов), Совет по этике в сфере обращения медицинских изделий, Совет по этике (БМКП), Координационный совет по биоэтике (Минздрав РФ), Совет при РАН и другие». Но, вместе с тем, есть и определенные проблемы – управление жизненным циклом технологий, институты и процедуры оценки (экспертизы) технологий, в том числе социогуманитарной (легитимность, этичность), фрагментарность и бессистемность национального законодательства о биологической, информационной и иных видах безопасности, недостаточная развитость биоэтики как практики на национальном уровне (биоэтика не сводима к медицинской этике), неэффективность действующих международных норм, организаций.
В качестве иллюстрации имеющихся проблем, Александр Мохов привел пример китайского ученого Хэ Цзянькуй, который в 2015 году заявил, что путём воздействия на ген CCR5 он создал людей с искусственно изменёнными генами (предполагалось, что они будут невосприимчивы к ВИЧ), после чего разразился этический скандал мирового уровня. Этому ученому в Китае инкриминировалось нарушение законодательства о проведении биомедицинских исследований, экспериментов, нарушение этических норм, порядка получения согласия. «Оказалось, что мы также имеем серьезные бреши в правовом регулировании и этическом обеспечении. Стали анализировать зарубежный опыт. Оказалось, что есть практика принятия отдельных законов о биоэтике или биоэтике и биобезопасности (Закон «о биоэтике» (Франция); Закон «О биоэтике и биобезопасности» (Южная Корея). Во многих странах успешно работают Биоэтические советы различного уровня (существует несколько моделей: европейская и американская)», – пояснил эксперт.
Подводя итог своего выступления, Александр Мохов подчеркнул, что несмотря на высокую роль правовых регуляторов во многих технологически развитых странах, сохраняется высокая роль этических принципов для профсообщества. «Нам нужно ускоренными темпами развивать как законодательство о биоэтике и биобезопасности, так и формировать четкую, понятную систему биоэтических институтов. Видимо, нам следует двигаться от Закона о биобезопасности к Закону о биоэтике и биобезопасности. В нем зафиксировать основные биоэтические принципы, механизмы их обеспечения, закрепить биоэтические институты и процедуры», – поделился выводами Александр Мохов.