20 мая 2025 года на XIII Петербургском международном юридическом форуме прошла работа секции, посвященная вопросам правового регулирования научно-технологического прогресса. Одним из спикеров встречи выступил директор Высшей школы права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Эльвин Теймуров: «Акты стратегического планирования имеют большое значение, но без соответствующей нормативной базы они малоэффективны. Для достижения национальных целей нужно разрабатывать нормативные решения. Однако прежде чем перейти к нормативному обеспечению, важно обсудить системность стратегического планирования».
Эксперт рассказал об этапности планирования: «Федеральный закон о стратегическом планировании описывает четыре этапа: целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование. На этапе целеполагания мы определяем желаемый эффект. Прогнозирование включает анализ возможных вариантов и рисков. Планирование заключается в выборе конкретного продукта, а программирование — в разработке комплекса мер с указанием исполнителей, задач и сроков. Можно ли проследить этапность планирования на примере существующих документов? В России более 54 концепций, 6 доктрин, 31 основы, 16 прогнозов и более 120 стратегий. Эти документы принимаются на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне Союзного государства и Евразийского экономического союза».
Спикер отметил распространенную несвязанность рассматриваемых документов между собой, а также обратил внимание на роль прогнозирования: «Отраслевые документы стратегического планирования завязаны на прогноз социально-экономического развития с предельным сроком в 12 лет. Однако на практике часто возникают ситуации, когда документы выходят за рамки этого прогноза. Без актуального прогноза социально-экономического развития сложно эффективно прогнозировать и разрабатывать стратегии развития соответствующих сфер. Это касается энергетической стратегии, стратегии развития минеральной сырьевой базы, стратегии социально-экономического развития с минимальным выбросом парниковых газов и других».
Далее Эльвин Теймуров перешел к рассмотрению нормативной базы в рассматриваемой сфере: «Нормативная база также вызывает вопросы. Часть стратегии принята указами Президента, часть — распоряжениями Правительства, которые не являются нормативными актами по своей природе. Другая проблема — развитие нормативной базы на основе документов стратегического планирования. Такие вопросы требуют проработки не только на нормативном уровне, но и на уровне стратегического планирования. Отсутствие системности на уровне стратегического планирования влечёт проблемы на уровне их нормативного обеспечения».
Участники дискуссии также обсудили следующие вопросы:
- Каким должен быть правовой ландшафт для лидерства в науке и технологиях?
- Какие законодательные меры помогут раскрыть научный потенциал страны?
- Какие нормативные барьеры препятствуют внедрению результатов научных исследований в экономику и социальную сферу?
- Как создать условия для устойчивого взаимодействия науки и бизнеса через правовые механизмы?