1 июля 2025 года в здании Совета Федерации Российской Федерации состоялось очередное заседания секции «Искусственный интеллект» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему «Международный опыт регулирования технологий искусственного интеллекта: актуальные аспекты выбора вектора для России».
Руководитель секции Совета, управляющий директор – начальник Центра человекоцентричного AI ПАО Сбербанк Андрей Незнамов отметил ключевые направления международного сотрудничества России в сфере искусственного интеллекта, указал на необходимость изучения международного и зарубежного опыта в этическом и правовом регулировании использования искусственного интеллекта.
В работе секции принял участие заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Алексей Минбалеев и директор Содружества выпускников Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), преподаватель кафедры практической юриспруденции Вахтанг Федоров.
Алексей Минбалеев отметил, что сегодня в России уже сформировалась достаточная нормативная правовая основа регулирования искусственного интеллекта как сложного информационного объекта и сложного объекта интеллектуальной собственности. В мире сегодня формируется несколько моделей правового регулирования искусственного интеллекта: модель стратегического регулирования; европейская модель, основанная на Акте об искусственном интеллекте Европейского Союза 2024 года; китайская модель и др. Сегодня явно прослеживается стремление ряда государств активно продвигать свои нормативные правовые модели регулирования высоких технологий в другие государства для более эффективном внедрения в этих государствах своих технологических разработок. Также он отметил необходимость взвешенного заимствования зарубежных норм в отечественное законодательство об искусственном интеллекте.
Так, особо важно осторожно отнестись к использованию европейской классификации систем искусственного интеллекта. В этой связи он предложил за основу такой классификации взять подход, разработанный на кафедре информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), предполагающий выделение общего правового режима систем искусственного интеллекта, а также особых режимов специальных систем искусственного интеллекта. На законодательном уровне предложено установить общие требования, которые будут предъявляться ко всем системам искусственного интеллекта, а также установить, что в рамках специальных норм на уровне федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актах могут устанавливаться дополнительные требования к специальным системам искусственного интеллекта. Кроме того, при необходимости могут быть введены и экспериментальные правовые режимы в отношении специальных систем искусственного интеллекта. Также была предложена структура базового федерального закона об искусственном интеллекте, который должен быть принят в России в ближайшее время.