КРУГЛЫЙ СТОЛ
«МАГИСТРАТУРА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ»
г.Москва 6 апреля 2016 года
Модератор круглого стола: Варлен Мария Викторовна
Директор Института магистратуры ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук.
На круглом столе обсуждались вопросы:
1) Опыт реализации образовательных программ магистерской подготовки юристов в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ФГОБУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», в Белорусском государственном университете, в ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»;
2) взаимосвязь бакалавриата и магистратуры;
3) роль работодателей в формировании образовательных программ вуза»;
4) возможности и проблемы сопоставимости российских и зарубежных магистерских программ двойных дипломов;
5) вопросы методики подготовки магистерских диссертаций по юриспруденции;
6) роль научно-исследовательского семинара в подготовке исследователя – магистранта;
7) об опыте практико-ориентированных заданий при подготовке экзаменационных материалов по образовательным программам магистратуры;
8) практика как этап самостоятельной работы магистранта;
9) история и методология юридической науки: к вопросу об особенностях содержания и преподавания учебного курса в магистратуре.
На основании обсуждения участники круглого стола рекомендуют участникам процесса реформирования системы высшего образования:
1) органам государственной власти и управления:
- способствовать достижению равновесия глобальных и местных правовых, экономических, социальных и интересов сферы высшего образования, их отражению в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня;
- обеспечить координацию проектов высшего образования с существующими национальными стратегиями и направлениями внутренней политики;
- создать условия для многостороннего сотрудничества и партнерства по вопросам высшего образования с участием учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, реального и финансового секторов экономики, неправительственных организаций и профессиональных объединений;
- содействовать развитию и обеспечению доступности правовой и материальной базы, информации и учебных средств для высшего образования в интересах инновационного развития, его интеграции в национальные стандарты качества результатов обучения;
- совершенствовать механизмы мотивации получения высшего образования и механизмы стимулирования разработки, внедрения и финансирования образовательных программ и проектов;
- обеспечить целенаправленную подготовку и переподготовку кадров для высшего образования, включение его элементов в систему повышения квалификации государственных служащих и лиц, принимающих управленческие решения, во всех секторах общества;
2) высшим учебным заведениям России:
- развивать организационные формы и расширять спектр взаимодействия научно-образовательных структур, направленного на активизацию научных исследований в области высшего образования и обеспечение освоения профессорско-преподавательским составом знаний, позволяющих применять инновационные методы обучения;
- обеспечить равный доступ к качественному высшему образованию в области права, экономики, управления для всех категорий населения вне зависимости от места их проживания, уровня доходов, половых, религиозных и других различий (в том числе с использованием возможностей электронного обучения и мобильных устройств);
- укреплять сотрудничество в области второго уровня высшего образования и обеспечить согласованность образовательных магистерских программ в общероссийском, общеевропейском и глобальном масштабах при одновременном понимании и учете роли национальных культур и традиций в образовании различных наций и народностей;
- совершенствовать методы интеграции исследовательских и образовательных процессов при подготовке кадров для инновационного развития экономики;
3) Ассоциации юристов России и другим профессиональным сообществам и неправительственным организациям:
- принять участие в выработке и совершенствовании государственных стандартов высшего образования;
- способствовать развитию высшего образования, принимать активное участие в разработке и реализации магистерских образовательных программ; - активизировать работу в области развития системы целевой подготовки в магистратурах профильных вузов;
- активизировать участие в реализации практик и трудоустройстве магистрантов;
4) Университету имени О.Е.Кутафина (МГЮА):
- развивать и поддерживать регулярную организацию и проведение научно-образовательных сессий для повышения качества высшего образования в российских вузах;
- планировать большее количество обсуждений по актуальным вопросам магистерского образования не лишая возможности участия в дискуссионных площадках по вопросам высшего образования остальных уровней;
- создать дальнейшие условия для многостороннего сотрудничества в целях повышения качества юридического образования как базовому вузу юридического образования в России!