С 23 по 29 июня 2014 г. в доме отдыха «Покровское» для аспирантов и молодых преподавателей Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) впервые проводилась Летняя школа молодых ученых – 2014«Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании» (далее — Летняя школа).
В качестве участников Летней школы выступили аспиранты, преимущественно обучающиеся в Университете имени О.Е. Кутафина по целевому направлению, а также молодые преподаватели МГЮА, работающие на различных кафедрах.
На торжественном открытии с приветственным словом к участникам обратился ректор Университета имени О.Е. Кутафина Виктор Владимирович Блажеев, который пожелал участникам успешной учебы в «школе». Работа Летней школы проходила в нескольких формах. Участники прослушали курс лекций, темы которых были разделены на две части. Одна часть посвящена проблемам юридической науки, а другая — реформированию юридического образования и внедрению и использованию в нем интерактивных методов обучения. В качестве лекторов выступали ведущие российские ученые в области юриспруденции.
Другой формой стали круглые столы, посвященные таким темам, как «Публичное право: традиции и новые проблемы», «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы», «Актуальные правовые проблемы отношений России и ЕС».
Для участников Летней школы было предусмотрено весьма плотное расписание: занятия проходили ежедневно с 9.30 до 20.20 с полуторачасовыми перерывами на обед и ужин, также предусматривались кофе-брейки.
Так, сразу после торжественной речи Ректора и проректоров был применен метод «мозгового штурма» — слушателей попросили представиться и озвучить свои ожидания от Летней школы, которые записывались на доске и затем были обобщены.
Непосредственное же применение интерактивных методик участники смогли ощутить на себе в ходе проводимых занятий, что позволило увидеть, какие практические проблемы могут возникать при их использовании. Каждым из лекторов был использован тот или иной прием интерактивного обучения Первой выступала доктор юридических наук, профессор, проректор по учебной и воспитательной работе Университета Лариса Анатольевна Петручак с лекцией на тему «Роль преподавателей в инновационной образовательной среде». Лектором активно был использован метод вопросов, являющийся наиболее популярным среди преподавателей юридических вузов, а также демонстрации. Были подняты вопросы качества юридического образования, влияния довузовского образования на процесс преподавания в вузах, многоаспектности роли преподавателя в современном образовательном процессе, грядущей реформы высшего образования — перехода на трехуровневую систему (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Также лектор поделилась опытом преподавания и работы с отдельными студентами, затронула компетентностный подход к образованию.
Более подробно компетентностный, а также знаниевый подходы к образовательному процессу, их особенности и различия осветил следующий лектор — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой уголовно-процессуального права Университета имени О.Е. Кутафина Лидия Алексеевна Воскобитова.
Ею была прочитана лекция «Интерактивные методы обучения: общая характеристика», а также совместно с кандидатом юридических наук, доцентом кафедры уголовно-процессуального права Анной Ильиничной Паничевой проведены занятия на тему «Творческие задания и ролевые игры: правила проведения, рекомендации по использованию» и «Ролевая игра: правила проведения, рекомендации по использованию».
Вниманию слушателей была представлена система интерактивных методов обучения, проанализирована их эффективность и соотношение с традиционными методиками. Также лекторами были продемонстрированы отдельные методы, сделаны рекомендации по их использованию в последующей преподавательской деятельности, отмечены наиболее часто допускаемые ошибки и даны советы по их предупреждению. Кроме того, было отмечено, что компетентностный подход, в отличие от знаниевого, ориентирован не столько на передачу знаний, сколько на выработку способности успешно решать сложные профессиональные задачи, опираясь на имеющиеся знания, навыки и качества.
Следующую лекцию на тему «Наука криминология: состояние и проблемы» прочитал доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ВНИИ МВД России Юрий Миранович Антонян.
Лектором были освещены такие аспекты, как предмет криминологии, вопросы о преступности и ее причинах, личности преступника, основы предупреждения преступности.
Слушателям Летней школы запомнился круглый стол с доктором юридических наук, профессором, главным научным сотрудником Центра правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юрием Александровичем Тихомировым.
Наряду с методами вопросов и демонстрации, профессор активно использовал невербальное воздействие на аудиторию, чему особо способствовали его великолепные ораторские качества. Условное разделение аудитории на несколько секторов и постоянное взаимодействие с ними путем перемещения по аудитории позволили удержать внимание каждого слушателя на протяжении всего круглого стола.
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Сурен Адибекович Авакьян прочитал слушателям школы лекцию «Конституционный строй России: мысли за пределами официоза», в которой раскрыл вопросы конституционной практики РФ и некоторых зарубежных стран.
Профессором также был проведен круглый стол на тему «Занятие наукой: взгляд по истечении десятилетий». Ученый с удовольствием отвечал на вопросы аудитории, поделился своими методами работы, упомянул также о проблемах, с которыми он сталкивается, и способах их разрешения.
Лекция на тему «Методологические проблемы отечественной цивилистики в свете реформы ГК РФ» была прочитана доктором юридических наук, профессором, заведующим кафедрой гражданского права МГУ имени М.В. Ломоносова Евгением Алексеевичем Сухановым. Лектор отмечал, что право основано на исторических национальных особенностях, а не на объективных экономических законах, в связи с чем правовые системы в различных странах не идентичны.
Цикл лекций по частному праву продолжила доктор юридических наук, профессор, заведующая сектором гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН Тамара Евгеньевна Абова, выступив с темой «Гражданское судопроизводство и третейское разбирательство». Она обратила внимание слушателей на отсутствие арбитражного судопроизводства в Конституции РФ в качестве самостоятельного вида судопроизводства и пояснила причину этого, а также отметила необходимость популяризации и совершенствования третейского разбирательства как способа разрешения возникающих споров.
Большое впечатление на слушателей Летней школы произвели лекции доктора юридических наук, профессора, председателя Арбитражного суда Курской области, Владимира Викторовича Захарова.
Первая лекция была посвящена «Особенностям подготовки юристов», в которой лектор раскрыл традиции юридического образования в России, указал на его проблемные точки и возможные варианты их решения, а также рассказал о юридическом образовании в зарубежных странах, акцентируя внимание на их плюсах и минусах.
Тема второй лекции была обозначена как «Методы “мозговой штурм”, “cократов метод” “вопрос-вопрос”, “дискуссия”: правила проведения, рекомендации по использованию».
После лекций В.В. Захарова слушатели Летней школы приняли участие в экспертном круглом столе, тема которого была озаглавлена как «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы».
В качестве модераторов круглого стола выступили видные специалисты в области теории государства и права: доктор юридических наук, профессор, академик РАЕН Валерий Васильевич Лазарев, доктор юридических наук, профессор, начальник отдела теории и истории права и судебной власти Российской академии правосудия Владимир Михайлович Сырых, доктор юридических наук, профессор кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Аркадий Владимирович Корнев, доктор юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Сергей Васильевич Липень.
С интерактивной лекцией на тему «Актуальные проблемы международной жизни» выступил доктор исторических наук, профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Игорь Сергеевич Иванов.
Лектором отмечались жизненная необходимость глобальной управляемости и серьезные проблемы со стратегическим планированием в Российской Федерации. Профессор ответил на многочисленные вопросы слушателей относительно международных отношений России и нестандартных ситуаций в других частях мира, а также пригласил слушателей школы к сотрудничеству в рамках Российского совета по международным делам. Актуальные проблемы финансового права стали темой лекции доктора юридических наук, профессора, первого проректора Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Елены Юрьевны Грачевой.
Слушатели узнали о становлении и развитии науки финансового права, об ученых, которые стояли у ее истоков, а также об имеющихся проблемах финансового и бюджетного законодательства.
Участники Летней школы прослушали лекцию доктора юридических наук, профессора, заведующей кафедрой Международного частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Галины Кирилловны Дмитриевой об актуальных проблемах международного частного права. Были затронуты вопросы предмета и источников международного частного права, видов коллизионных привязок, категорий публичного порядка и сверхимперативных норм, применения норм иностранного права и установления их содержания.
Неподдельный интерес у слушателей вызвали занятия с доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина Екатериной Сергеевной Шугриной, озаглавленные как «Методы “работа в малых группах”, “демонстрация”, “дискуссия” и комментирование: правила проведения, рекомендации по использованию» и «Чтение интерактивной лекции на примере темы “Особенности юридической ответственности органов государственной власти и их должностных лиц”».
Лектор дополнительно рассказала о компетентностном подходе к юридическому образованию, повторно обратила внимание слушателей на «пирамиду обучения», напомнила систему интерактивных методов, осветила и продемонстрировала отдельные из них при прочтении своих лекций.
Завершающим этапом работы Летней Школы стал круглый стол на тему «Актуальные правовые проблемы отношений России и ЕС» под руоводством доктора юридических наук, профессора кафедры права Европейского Союза Пауля Алексеевича Калиниченко.
Лектором был дан оптимистический прогноз относительно взаимоотношений России и ЕС, при этом была отмечена пассивность в плане сотрудничества по вопросам охраны окружающей среды. Однако только лекциями и участиями в круглых столах занятия слушателей Летней школы не ограничились. В первый же день перед участниками школы была поставлена задача — по итогам работы школы разработать и продемонстрировать фрагмент занятия с использованием изученных интерактивных методов обучения. Каждый участник получил сборник материалов «Инновационные модели и технологии в юридической науке и образовании», содержащий описание интерактивных методов и рекомендации по их использованию.
Все слушатели были разделены на пять малых групп, обозначенных как «государственно-правовая специализация», «гражданско-правовая специализация», «эколого-энергетическая специализация», «уголовно-правовая специализация», «международно-правовая специализация»; для каждой из них был назначен свой руководитель, который должен был организовывать работу группы, но при этом не имел права выступать при демонстрации результатов коллективной работы.
Стоит также упомянуть о том, что «жизнь» участников Летней школы — 2014 не ограничивалась только обучающими занятиями, программа предусматривала и культурно-развлекательные мероприятия.
Так, 27 июня была организована экскурсия в г. Звенигород, а также в Саввино-Сторожевский мужской монастырь, в ходе которой экскурсоводы подробно рассказали участникам школы об истории города и монастыря, раскопках которые ведутся на данной территории, обнаруженных предметах старины и их назначении.
Подводя итоги, с уверенностью можно сказать, что Летняя школа — 2014 прошла успешно. Участники школы познакомились с интерактивными методами обучения и получили неоценимый опыт их практического применения, а также, несмотря на интенсивный график учебы, смогли отдохнуть и насладиться природой.