В МГЮА обсудили внедрение высокотехнологичных цифровых систем в работу прокуратуры
Главная/ Новости/
В МГЮА обсудили внедрение...

В МГЮА обсудили внедрение высокотехнологичных цифровых систем в работу прокуратуры

В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) участники Стратегической сессии «Теория и практика современных информационных технологий при реализации функций органов прокуратуры» обсудили вопросы внедрения высокотехнологичных цифровых систем в работу органов прокуратуры.

Мероприятие прошло в рамках реализации проекта академического лидерства «Приоритет-2030». Организатором выступила кафедра организации судебной и прокурорско-следственной деятельности, Институт прокуратуры и САЕ «Школа общественных помощников при Институте прокуратуры» Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Информационную поддержку оказали журнал «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» и издательство «Проспект».

С приветственными словами к участникам сессии обратились заведующая кафедрой организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, Почетный работник судебной системы Татьяна Отческая, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Московского государственного областного университета, доктор юридических наук, профессор Вячеслав Исаенко, заместитель Председателя Суда Евразийского экономического союза, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации (г. Минск) Константин Чайка, директор Института прокуратуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент Сергей Перов.

Фото: Ксения Акуленко // Пресс-служба МГЮА.

В работе мероприятия приняли участие зарубежные гости, в частности международный эксперт, кандидат юридических наук (Республика Казахстан) Инесса Куанова, доцент кафедры специальных юридических дисциплин Института послевузовского образования Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, кандидат юридических наук Динара Амуртаева, начальник кафедры Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан Бахтиёр Каюмов, доцент Таджикского государственного университета коммерции Джумабек Рустамзода, а также представители Университета прокуратуры РФ и ученые Научно-исследовательского института университета, Санкт-Петербургского юридического института (филиал) Университета прокуратуры РФ, Иркутского юридического института (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Московского государственного областного университета и другие.

В выступлении, посвященном цифровой трансформации правоохранительных органов, были рассмотрены тенденции и условия её реализации. Рассматривая проектные решения по функциональной архитектуре цифровой платформы органов прокуратуры, была приведена её характеристика и практическое применение. Отдельной дискуссией обсуждались пути совершенствования прокурорской деятельности в современной цифровой среде. Различия и сходства в подходах к работе раскрыл вопрос практики реализации прокуратурой современных информационных технологий в регионах и зарубежных странах. О роли информационных технологий в перспективах взаимодействия прокуратуры и других правоохранительных органов было посвящено одно из выступлений. Участники дали свой прогноз развития современных информационных технологий в работе органов прокуратуры, а также рассказали про международный опыт современных информационных технологий в работе органов прокуратуры. Докладчики выделили основные проблемы внедрения информационных технологий в деятельность органов прокуратуры. Детально были изучены перспективы создания на основе технологий машиночитаемого права автоматизированной подготовки решений органов прокуратуры. Не осталась без внимания одна из самых актуальных тем последнего времени –проблемы информационной безопасности в условиях цифровизации, на примере деятельности органов прокуратуры. Указаны направления оптимизации системы межведомственного взаимодействия.

Помимо этого, выступающие выделили ряд стратегических правовых актов Российской Федерации, на основе которых предусмотрено постепенное внедрение в практику органов прокуратуры высокотехнологичного надзора.

По мнению экспертов, развитие LegalTech-технологий – это мощнейший стимул для развития сразу нескольких направлений деятельности, значимых для прокурорской деятельности: разработка национальных стандартов в области искусственного интеллекта, включая технологии обработки больших данных, машинного обучения; внедрения в деятельность органов прокуратуры специального программного обеспечения государственной автоматизированной системы, а также создания единой межведомственной цифровой онлайн-платформы. Спикеры отметили, что важными условиями внедрений информационных технологий и LegalTech-решений в деятельность органов прокуратуры являются расширение функциональных возможностей системы, проведение унификации пользовательских интерфейсов, введение в опытную эксплуатацию модернизированного специального программного обеспечения.

Отличительная черта LegalTech-решений состоит в том, что они обеспечивают внедрение новых технологий в прокурорской деятельности не только на уровне уголовного судебного процесса, но и на досудебном производстве. Серьезной поддержки требуют развитие техник и структуры специализированной автоматизированной системы (АСС), в виде комплекса взаимосвязанных модулей (блоков), содержащих сведения, необходимых прокурору для всесторонней, полной и объективной оценки заключений экспертов различных специальностей с точки зрения достоверности, научной обоснованности, допустимости, соответствия требованиям современной судебной практики.

Стоит акцентировать внимание на том, что для развития LegalTech в прокурорской деятельности необходима разработка с последующим апробированием автоматизированной справочной системы (АСС) «Доказательства». Концептуально элементы, а именно блоки, модули, предлагаемой АСС представляются в виде взаимосвязанных совокупностей, в частности нормативных правовых актов, материалов судебной практики, включая постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума, Президиума, определения Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, отражающих их правовую позицию о допустимости или недопустимости доказательств отдельных видов, а также материалов прокурорской надзорной практики в досудебном производстве, и типовых образцов требований прокурора об устранении нарушений закона при производстве следственных действий, если возможно их повторное проведение, и постановлений о признании недопустимыми отдельных видов доказательств.  

Специалисты пришли к выводу, что проекты, создаваемые в сфере LegalTech, должны соответствовать законодательству, потребностям судебной и прокурорской деятельности, в связи с чем возникает необходимость взаимодействия научной, государственной, судебной и прокурорско-следственной сред для выработки оптимальных алгоритмов правового сопровождения деятельности с применением LegalTech.

Кроме того, рассматривая явления, происходящие в обществе, участники сошлись во мнении, что основополагающей задачей в условиях санкционной политики является импортозамещение, переход на российские программные продукты и аппаратные средства, в том числе, в сфере LegalTech. Государством сконцентрированы усилия на внедрении информационных технологий, содействующих человеку, таких как вспомогательные технологии.

Остается востребованным направление научных исследований, связанных с поиском вариантов применения замещающих технологий в сфере принятия юридических решений в юридической практике и судопроизводстве, таких как робототехника, нейронные сети, блокчейн-технологии, виртуальная и дополненная реальность.

В заключении участники стратегической предложили рассмотреть возможность включения мероприятий LegalTech-повестки в планы работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования России, Минцифры России и других государственных регуляторов информационно-телекоммуникационного сектора в Российской Федерации с участием представителей науки.

Выступающие пояснили, что в целях обеспечения эффективного внедрения информационных технологий в деятельность органов прокуратуры необходимы практические решения, относящиеся к направлениям перспективной междисциплинарной проектной работы с участием представителей различных областей знаний, в том числе психологов, лингвистов, социологов, юристов, IT-специалистов, IT-дизайнеров и других.

По итогам мероприятия составлен меморандум, который направлен в Университет прокуратуры Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кафедре административного права и государственной службы Академии государственного управления при Президенте Республики Таджикистан, Суд Евразийского экономического союза, Государственной Думе (комитету по культуре), Байкальскому государственному университету, адвокатам Коллегии адвокатов «Дзалаев и Партнеры».