Современные и будущие вызовы в образовательном праве России и мира обсудили на круглом столе в МГЮА
Главная/ Новости/
Современные и будущие выз...

Современные и будущие вызовы в образовательном праве России и мира обсудили на круглом столе в МГЮА

Круглый стол «Современные и будущие вызовы в образовательном праве и образовательных правах в России и мире» прошел 22 октября в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Он состоялся в рамках международной конференции «Современные тренды правового регулирования сферы высшего образования: региональные, федеральные и глобальные вопросы развития», организованного в МГЮА при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. 

С приветственным словом выступили модераторы онлайн конференции: Инна Ершова, заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), и Мария Егорова, начальник управления международного сотрудничества МГЮА. Модераторы отметили, что данный круглый стол посвящен современным вызовам именно в образовательном праве. 

Первым с докладом «О влиянии глобального кризиса, вызванного COVID-19, на преподавание в вузах» выступил Марчелло Дапонте, профессор трудового права Неаполитанского университета имени Фридриха II. Он рассказал о возможностях и пределах использования цифровых технологий в дистанционном обучении. А также выделил основные аспекты, которые следует учитывать для гарантии эффективности онлайн-курсов, среди которых преодоление разрыва между теми, кто имеет эффективный доступ к информационным технологиям, и теми, кто частично или полностью находится в отрыве от таковых. 

Профессор, доктор юридических наук, начальник управления международного сотрудничества МГЮА Мария Егорова представила доклад на тему «Современное юридическое образование в условиях цифровой экономики», в котором отметила перспективность реализации практико-ориентированного подхода в подготовке будущих юристов, который стимулирует обучающихся осваивать определенные азы юридической профессии без отрыва от процесса обучения. Большое внимание спикер уделила влиянию цифровизации.  

«Сегодня цифровизация работы юриста становится действительно очень важной. От справочно-правовых систем, автоматизированных информационных платформ, которые сопровождают работу органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридическая профессия переходит к применению технологий искусственного интеллекта», – отметила Мария Егорова.

Подводя итоги своего выступления, профессор подчеркнула, что существует тесная связь и взаимообусловленность между экономикой, правом и цифровизацией, особенно в образовательной сфере. 

О конституционных ценностях сохранения и защиты общероссийской государственной идентичности рассказала кандидат исторических наук, преподаватель Ростовской государственной юридической академии (РИНХ) Светлана Данихно. Спикер выразила опасения, что введение конституционной ценности общероссийской государственной идентичности в систему конституционных ценностей и принятие государством на себя обязанностей по её сохранению и защите чревато конфликтом с актуальными социальными трендами, и это не в последнюю очередь это касается российской системы образования и образовательного права. 

«Ставшие конституционными новеллами инициативы встречают достаточно активное противодействие части российского общества. Я приведу один пример: это активное противодействие в национальных регионах России попыткам сделать необязательным изучение языков народов России, кроме русского языка в школах. В Удмуртии это привело к радикальным формам индивидуального протеста», – сообщила Светлана Данихно.

В завершении своего выступления спикер поделилась мнением, что российское образовательное право стоит в начале длительного пути. «Предстоит огромная работа по правовой оценке соответствия духу и букве Конституции самых разнообразных проблем, которые неизбежно будут возникать в процессе образовательной и воспитательной деятельности в новой конституционной реальности», – считает она.

Совместный доклад на тему «Педагог должен учиться: осмысление вызова «цифрового» мира через призму социологического исследования представили заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), профессор, доктор юридических наук Инна Ершова и доцент той же кафедры, кандидат юридических наук Екатерина Енькова. В своем выступлении они поделились результатами социологического исследования, проведенного методом анкетирования. В опросе приняли участие студенты и преподаватели Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Так, на вопрос: «Должны ли учиться преподаватели в условиях развития цифровой экономики, приобретать новые умения и навыки?» 85% студентов и 72% преподавателей дало утвердительный ответ.

«При этом 2/3 опрошенных (64%) считают, что цифровизация многих сфер общественной жизни является самостоятельным фактором, обусловливающим необходимость повышения квалификации / переподготовки», – поделилась Екатерина Енькова

По словам спикеров, результаты анкетирования продемонстрировали, что для преподавателей юридических вузов среди форм приобретения новых навыков лидирует повышение квалификации, при этом около 40% довольствуются самообразованием. Также опрос показал, что наиболее востребованной сферой получения знаний в условиях цифровизации является IT-технологии, и лишь 4% выбрали область иностранных языков. Большая часть респондентов предпочитает проходить повышение квалификации в своем вузе без отрыва от рабочего процесса. 

«Проблема обучения преподавателей действительно важна, потому что мы будем востребованы в своей профессии только в том случае, если сможем соответствовать новым требованиям и отвечать на новые вызовы в образовании», – такими словами завершила доклад Инна Ершова

На круглом столе также выступила профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Наталья Сорокина. Она рассмотрела современные технологии социально-педагогического сопровождения студентов, а Елена Коцюрко, соискатель кафедры административного права Уральского государственного юридического университета, подняла вопрос об административно-правовых основах государственного контроля и надзора в сфере высшего образования.

Завершил круглый стол доклад руководителя Научно-образовательного центра по правам человека МГЮА Игоря Дудко. Он обратил внимание на то, что в ходе круглого стола были затронуты те вопросы, которыми сегодня живут многие университеты. 

«Прежде всего это вопросы, связанные с проблематикой, вызванной глобальными кризисом из-за COVID-19. Это, бесспорно, вопросы цифровизации и цифрового влияния на преподавателей и студентов, или наоборот, влияние преподавателей и студентов на тот инструмент, который называют «цифра»; проблематика дистанционного обучения,» – отметил Игорь Дудко. Он также напомнил, что конференция по современным трендам в высшем образовании продолжает свою работу 23 октября – в этот день пройдет четыре круглых стола по различной тематике, касающейся перспектив развития высшего образования в России и в мире.

Читайте также