Особенности реализации права на необходимую оборону, крайнюю необходимость и обоснованный риск в период режима повышенной готовности (коронавирус)
Главная/ Новости/
Особенности реализации пр...

Особенности реализации права на необходимую оборону, крайнюю необходимость и обоснованный риск в период режима повышенной готовности (коронавирус)

21 мая 2020 года состоялся научно-практический вебинар «Особенности реализации права на необходимую оборону, крайнюю необходимость и обоснованный риск в период режима повышенной готовности (коронавирус)».

Мероприятие организовано кафедрой уголовного права и криминологии научно-практический вебинар кафедры уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) и кафедрой уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 

Спикером и инициатором дискуссии вступил заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Всероссийского государственного университета юстиции, Заслуженный юрист Российской Федерации Никита Иванов.  Модератором - доцент кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Вячеслав Воронин. 

С приветственными словами к участникам вебинара обратились проректор по научной работе Всероссийского государственного университета юстиции, Заслуженный юрист Российской Федерации Борис Яцеленко и заведующий кафедрой уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Заслуженный юрист Российской Федерации Игорь Звечаровский. Эксперты единодушно отметили актуальность переосмысления системы обстоятельств, исключающих преступность деяния в новых условиях, оригинальность подхода, избранного спикерам при постановке вопросов для обсуждения.

В ходе выступления спикера отмечалось, что режим повышенной готовности не имеет столь значительных правовых ограничений, которые свойственны ЧС или режиму особого положения. Тем не менее, напряжённость такой режим, несомненно, создаёт главным образом по той причине, что он вводится в результате катаклизмов, несущих опасность, в частности, для жизни и здоровья граждан. Разумеется, акцент будет сделан на реализации естественно правовых мер защиты в период коронавируса - какой вред заражённому может быть оправдан при его действиях, даже если эти действия не агрессивны. Отдельная тема – обоснованный риск. Как и насколько объёмно он возможен, в частности, при испытании средств защиты (фармацевтических и иных) от болезни. Никита Иванов предложил участникам рассмотреть проблемы необходимой обороны и крайней необходимости через призму добра и зла. Режим повышенной готовности, как и любой иной стрессовой ситуации требует особого осмысления. Любые кризисные ситуации вызывают новые, неоднозначные реакции в качестве выхода из них. Естественная реакция по преодолению стресса является аффективной. В основе любой нормы лежат эмоции, этот тезис можно применить и к необходимой обороне, и к крайней необходимости. Право при этом ориентировано на то, чтобы применить зло ради торжества справедливости. Спикер описывает концепцию «благородного зла». Необходимая оборона и крайняя необходимость являются естественно-правовым состоянием, категориями из сферы нравственности. Эксперт поставил перед аудиторией вопрос, в какой же мере допустимо зло при необходимой обороне и крайней необходимости в период пандемии? Далее в режиме свободной дискуссии участники выразили свои мнения по данному вопросу. В качестве экспертов выступили представители кафедр, а также иные представители уголовно-правовой науки. 

Татьяна Орешкина, профессор кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), отметила, что в рамках необходимой обороны довольно сложно представить ситуацию причинения вреда лицу, больному коронавирусом. Также Татьяна Юрьевна подняла проблему необходимой обороны от административных правонарушений.

Андрей Никуленко, доцент кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, высказался, что все нынешнее нормативные установления и существующие правоограничения в режиме повышенной готовности можно обосновать крайней необходимостью.

Валентин Михайлов, главный научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, привел статистику применения норм о необходимой обороне судами, цифры эти незначительны. 

Евгений Смольянинов, заместитель начальника кафедры уголовной политики Академии управления МВД РФ, выразил необходимость осмысления применения норм о необходимой обороне в деятельности сотрудников МВД РФ в период действия режима повышенной готовности.

Роман Токарчук заместитель начальника кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Крымского филиала Краснодарского университета МВД России отметил, что действующее уголовное законодательство оказалось не готово к текущей ситуации, в частности это касается деятельности сотрудников органов внутренних дел по пресечению побега лица, помещенного в карантин в связи с коронавирусом, здесь не работают обсуждаемые обстоятельства, исключающие преступность деяния. 

Алексей Рарог, профессор кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), отметил, что правовая система в целом не готова к нынешней ситуации, а не только уголовное право. В частности, А.И. Рарог прокомментировал изменения в ст. 236 УК. 

Денис Гарбатович, заместитель директора по научной работе, Российский государственный университет правосудия (Уральский филиал), предложил использовать опыт зарубежных стран, в частности Германии для того, чтобы расширить возможности применения права на необходимую оборону. 

Владислав Соловьев, доцент кафедры уголовного права и криминологии Краснодарского университета МВД России, отметил, что расширение права на необходимую оборону в условиях пандемии происходить не должно, поскольку уголовное законодательство этого не предусматривает, режим его действия един для всех ситуаций. 

Свободная дискуссия также предполагала ответы на вопросы и их обсуждение.

В заключение Никита Георгиевич и Игорь Эдуардович подвели итог дискуссии. 

В конференции Zoom приняли участие более 90 человек, среди них ведущие представители уголовно-правовой науки, правоохранительных органов, судьи, адвокаты и иные практикующие юристы, которые представляли различные регионы. Одновременно с этим более 50 человек смотрели трансляцию на YouTube.


Читайте также