Конференция в МГЮА: современные тренды трансформации юридического образования
Главная/ Новости/
Конференция в МГЮА: совре...

Конференция в МГЮА: современные тренды трансформации юридического образования

В Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 23 октября прошел круглый стол «Трансформация юридического образования в России и мире». Он прошел в рамках международной конференции «Современные тренды правового регулирования сферы высшего образования: региональные, федеральные и глобальные вопросы развития». Организатором конференции выступил Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

С приветственным словом к участникам онлайн-конференции обратился Владимир Никишин, директор Центра академического развития и образовательных инноваций Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

8Z5A2263.jpg

Заведующий кафедрой теории права Тверского государственного университета Владимир Крусс выступил с докладом «Деструктивные риски цифровой трансформации юридического образования», обратив внимание коллег на негативные стороны развития цифрового образования.

«Цифровая зависимость разрушает генетическое первородство человеческого мозга, она дискредитирует аутентичность человеческого создания. В результате мы оказываемся теми, кто способствует тому, что на сферу образования переносится эскалация примитивного контента, идет цифровая дискредитация логики мышления, ключевого значения сложных текстов, без которых нет подлинного права,» - высказал свое мнение Владимир Крусс.

Доктор юридических наук поделился опасениями относительно возможности переключения искусственным интеллектом на себя решающих элементов правого регулирования. В завершении выступления спикер сделал акцент на проблематике цифрового неравенства в контексте модернизации образования.

«Право должно остаться вербальным, должно остаться человеческим. И образование в юридической сфере тоже должно остаться преимущественно человеческим, минимально - в той мере, в которой это объективно необходимо - настроенным на вспомогательные ресурсы цифровой модернизации,» - заключил Владимир Крусс.

Мари-Елизавета Бодуэн, содиректор магистерской международной программы Школы права университета Клермон Овернь, рассказала о вызовах и проблемах, с которыми столкнулось юридического образование во Франции во время COVID-19. Разделив выступление на обзор краткосрочных вызовов для образования в области права и долгосрочных рисков, связанных с распространением дистанционного образования в целом, большое внимание профессор уделила вопросу соблюдения авторского права, неизбежно возникающего у преподавателей, вынужденных проводить лекции в онлайн-формате, а также проблеме неравноценного технического оснащения и, как следствие, разнице в качестве полученных знаний у студентов. В заключительной части доклада спикер рассказала о перспективах для юристов и преподавателей права.

«Ситуация, с которой мы столкнулись, позволит нам трансформировать, преобразовать педагогическую практику и развить новые компетенции, отвечающие условиям и вызовам XXI века. Постепенно перейти к гибридной форме обучения,» - отметила Мари-Елизавета Бодуэн.

Свой доклад она завершила на позитивной ноте, отметив, что в отношении всех вызовов есть положительные перспективы, касающиеся права и обучения праву, однако, по мнению профессора, они станут возможностями только в том случае, если государство сделает ставку на человека, а не на робота.

О роли ФУМО в трансформации юридического образования рассказала доктор юридических наук Санкт-Петербургского государственного университета Нелли Дивеева.

Спикер сделала акцент на федеральном аспекте развития общего образования, обратив внимание коллег на сокращение сферы автономии вузов. Также профессор подняла вопрос формирования профессиональной компетенции у юристов.

«Довольно часто возникают сомнения: можно ли вообще разработать стандарт ядра профессиональных компетенций безотносительно того, где человек работает. Вопрос для образования не праздный. Потому что от этого зависит, как мы с вами формируем федеральные государственные образовательные стандарты. Что мы туда ставим в качестве профессиональных компетенций, какого рода учебные дисциплины мы определяем в качестве обязательных и факультативных», - сообщила Нелли Дивеева.

Спикер уделила внимание и отношению к диплому о юридическом образовании, подчеркнув, что на сегодняшний день любое образование - это совокупность формального образования, неформального (того, что можно получать дополнительно) и, так называемого, информального. По мнению Нелли Дивеевой, полноценный уход в онлайн-плоскость невозможен, в то время как в образовательном процессе уклон следует сделать в сторону этических норм, а также важно устранить «провал» между спецификой гуманитарной и естественной компонентой мышления.

О междисциплинарности как тренде и вызове для юридического образования продолжила разговор Екатерина Дмитрикова, доцент кафедры административного и финансового права Санкт-Петербургского государственного университета.

«Сформировав и оттолкнувшись от ядра профессионального стандарта, можно уже рассматривать «присадки» междисциплинарного взаимодействия. Это возможно в рамках индивидуальных образовательных траекторий и в рамках совместного образовательного процесса. Статья 15 Закона об образовании в редакции 2019 года, которая регламентирует организацию сетевого обучения, позволяет это сделать», - поделилась Екатерина Дмитрикова.

Подводя итоги, Екатерина Дмитрикова подчеркнула, что опыт междисциплинарных проектов исследовательского и прикладного характера может послужить основой для дальнейшего развития междисциплинарности в юридическом образовании.

Олеся Засемкова, старший преподаватель кафедры мирового частного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) выступила с докладом «Современные тренды юридического образования в России и за рубежом», уделив большое внимание внедрению в образовательный процесс игровых практик (игровых судебных или третейских разбирательств, которые максимально приближены к реальности). Участие в модельных процессах делает студентов подготовленными к практике, развивая исследовательские, аналитические и коммуникативные навыки. А также формирует критическое мышление, лидерские качества и умение работать в команде, стимулирует желание получать углубленные знания по дисциплине и интерес к ее дальнейшему изучению.

«Сюда можно также отнести развитие навыков креативного мышления и публичного выступления. Порядок ведения устных слушаний (как и тип вопросов) во многом зависит от того, кто будет выступать в роли жюри. Поэтому выступление на конкурсе предполагает не только преодоление присутствующего у многих студентов страха публичного выступления, но и умение подстраивать свою речь под запросы членов жюри, которые могут иметь свои представления об эффективности выступления. Таким образом, именно в процессе выступления на конкурсе студенты могут сформировать и развить навыки ораторского искусства и эффективной презентации дела», - сообщила Олеся Засемкова.

В заключение она подчеркнула, что участие в модельных процессах сегодня играет одну из самых важных ролей в подготовке высококвалифицированных специалистов, которые готовы к решению сложных юридических вопросов и владеют для этого всеми необходимыми компетенциями.

На круглом столе также выступила доцент Департамента международного и публичного права Финансового университета при Правительстве РФ Евгения Симаева с докладом на тему «Цифровая трансформация юридического образования в России и за рубежом». Кристина Часовских, старший преподаватель Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, рассказала о реализации технологии группового проектного обучения в юридическом образовании, которая позволяет вырабатывать не только hard- и soft-skills, но и self-skills, такие как способность к мотивации и саморазвитию.

В завершение мероприятия Владимир Никишин поблагодарил всех участников онлайн-конференции и высказал надежду на то, что поднятые вопросы получат дальнейшее обсуждение и решение на следующих встречах.


Читайте также