Календарь | Сентябрь 2021

СвернутьПоказать

Елена Гринь и эксперты Народного фронта: о правах авиапассажиров в период пандемии

30.07.2021
Пресс-служба

Эксперты проектов Общероссийский Народный фронт «Правовое просвещение граждан» и «Путешествуем по России» в прямом эфире обсудилили вопросы по правам авиапассажиров и проблемам граждан из-за неоказанных в связи с Covid-19 услуг по организации отдыха и авиаперевозке.

Модератором эфира выступила заместитель заведующего кафедрой интеллектуальных прав Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), руководитель проекта ОНФ «Правовое просвещение граждан» Елена Гринь.

— «Мы провели мониторинг более сотни обращений, которые поступали в Общероссийский народный фронт, а также в наш экспертный центр, с какими трудностями сталкивались граждане во время путешествий в пандемию. На их основе, обобщив информацию, мы создали специальные памятки, которые будут доступны всем желающим на сайте ОНФ. Например: «что делать при задержке рейса», — объяснила Елена Гринь.

По словам эксперта, вопрос прав пассажиров при задержке рейсов оказался наиболее актуальным: многие граждане не знают не только о том, какими правами обладают или куда обращаться, но и в каких случаях это можно сделать — что считается задержкой рейса.


Другой, не менее распространенной, проблемой, с которой столкнулись респонденты, стал возврат туристического кэшбека за путевки в детские лагеря или невозможность им воспользоваться в силу различных обстоятельств.

«Что касается так называемого «детского» туристического кешбэка, когда родители могут получить компенсацию в размере половины стоимости путевки, то программа сейчас реализуется и будет доступна для родителей на официальном портале до 15 сентября 2021 года. Деньги будут возвращены на карту, с которой была произведена оплата, в течение пяти рабочих дней», – пояснил координатор проекта ОНФ «Путешествуем по России» Денис Полунчуков.

Также эксперт отметил, что «программа хорошо себя зарекомендовала»: многие родители ее поддержали, заинтересованы и руководители детских организаций, которые «готовы провести реконструкцию инфраструктуры, разработать технические аспекты (такие как установка интернет-эквайринга, создание интернет-страниц)».

«Мы соберем всю информацию, проведем аналитику и направим в Правительство Российской Федерации», — пообещал Денис Полунчуков.

Отдельное внимание спикер уделил «авторским турам», опасность которых заключается в отсутствии у организаторов лицензии, — «они работают вне правового поля». Денис Полунчуков посоветовал заключать договоры на оказание услуг и заранее интересоваться у организаторов: каким образом будет осуществлена перевозка, есть ли договор с транспортными компаниями, которые имеют официальную лицензию и осуществляют технический контроль за автомобилями.

Елена Гринь согласилась со спикером и отметила особую практичность рекомендаций, которые озвучил Денис Полунчуков

Основываясь на многочисленных обращениях, Елена Гринь отметила остроту проблемы возврата билетов:

«Буквально шквал вопросов был посвящен вопросу возвратов билетов, задержки рейсов, ситуаций, когда пассажир не может попасть на борт самолета. Выяснилось, что подобное случается довольно часто».

Ответить на эти вопросы помогла директор АНО «Центр правовой поддержки «Мама в праве» Виктория Рашина:

«В связи с пандемией участились случаи нарушения прав туристов и, в частности, прав авиапассажиров. Причин, по которым пассажиров не пускают на борт самолета, может быть несколько, но, проанализировав обращения, мы пришли к выводу, что с наибольшей долей вероятности граждане столкнулись с проблемой овербукинга»

По словам юриста, овербукинг — это такой прием, которым пользуются авиакомпании для получения максимальной прибыли: продается больше билетов, чем посадочных мест в самолете.

«По статистике, определенный процент пассажиров в назначенное время не является на рейс, поэтому авиакомпании пользуются этим приемом. На самом деле сам по себе овербукинг достаточно распространен в ряде зарубежных стран и является легализованным, однако, в нашей стране, в связи с отсутствием нормативного регулирования этого явления, овербукинг не запрещен и не разрешен, и мы можем лишь догадываться, что пассажир столкнулся именно с такой ситуацией», — пояснила Виктория Рашина.

По словам эксперта, зачастую авиакомпании апеллируют тем, что пассажир опоздал на регистрацию, доказать что-либо в такой ситуации становится сложно, поэтому Виктория Рашина советует в первую очередь сохранять спокойствие.

«Необходимо предпринять определенные действия: зафиксировать свою регистрацию на рейс и прибытие на посадку в положенное время, сфотографировать дату и время на табло, также можно попросить сотрудника авиакомпании или аэропорта о постановке печати, которая подтверждает ваше пребывание в аэропорту в определенное время. Вы вправе снимать все происходящее на фото и видео с целью предоставления материала в суде», – уточнила спикер.

Если пассажир докажет, что он прибыл в аэропорт вовремя и прошел все предполетные процедуры, то авиаперевозчика обяжут вернуть стоимость билета и компенсировать моральный ущерб.

Елена Гринь подчеркнула, что в связи пандемией поступало также немало обращений, связанных с возвратом билетов не в виде денежных средств, а в форме ваучера.

«Многие не знают, но согласно постановлению Правительства РФ от 6 июня 2020 года авиакомпании имеют право возвращать стоимость билетов за отмененные рейсы ваучером. Если ваучер не будет использован в течение трех лет, то перевозчик должен вернуть деньги по истечении этого срока», — сообщила модератор, добавив, что соответствующая памятка о правах пассажиров при возврате билетов в условиях пандемии была подготовлена экспертами в рамках проекта ОНФ «Правовое просвещение граждан».

Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов выступил с инициативой проводить регистрацию на рейс в онлайн-формате, а также ответил на один из немаловажных вопросов, поступивших в прямой эфир, о выплате денежных средств за неиспользованные по причине болезни билеты:

«Что касается возврата денежных средств по причине болезни пассажира (будь то Covid-19, грипп или любое иное заболевание, которое было подтверждено медицинской справкой), то авиакомпания обязана вернуть полную стоимость билета в независимости, возвратный это тариф или невозвратный. Сумма возвращается полностью не только тому пассажиру, который заболел, но и его близкому родственнику, на которого был приобретен билет».

Таким образом, если заболел ребенок, то компенсация выплачивается не только за него, но и за билеты родителей

«Для этого необходимо написать претензию в адрес авиакомпании. В течение 30 дней дело рассматривается, после чего средства возвращаются на тот счет, с которого приобретался билет», — сообщил Илья Зотов.

В завершение брифинга Елена Гринь пожелала всем хорошего настроения и посоветовала гражданам в случае возникновения нештатной ситуации не отчаиваться, сохранять телефоны экстренной помощи и транспортной прокуратуры и не стесняться обращаться к бортпроводникам.


Система Orphus