75marafon.png

В 2020 году Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.07.2019 г. № 327 «О проведении в Российской Федерации Года памяти и славы», разработал и реализует гражданско-патриотическую программу марафон «Во славу Великой Победы» (далее – Марафон Победы).

Марафон Победы – это комплекс мероприятий, проводимых на уровне институтов, Университета и между ВУЗами. Его авторским коллективом стали студенты, преподаватели и сотрудники Университета. Такие институты, как: Институт непрерывного образования, Институт правового консалтинга, Институт частного права, Институт прокуратуры, Институт судебных экспертиз, активно приняли участие в формировании плана мероприятий. Несомненную роль в инициативе подготовки и желании реализации плана приняли обучающие Университета. Наши студенты будут как организаторами, так и участниками всех мероприятий Марафона Победа.

Предполагаемая численность участников Марафона Победы – около 13 тысяч студентов. Иностранные граждане, обучающиеся в Университете, также будут принимать активное участие в мероприятиях.

Марафон Победы стартовал 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и продлится до конца этого года. Практически в каждом учебном месяце запланированы мероприятия различных видов и форм. В декабре будет проведен концерт – «Подведение итогов Марафона «Во славу Великой Победы».

Цель Марафона Победы – это уяснение каждым для себя: как удалось одержать победу над фашизмом? 

Конференция «История Великой Победы»

31 января в Институте непрерывного образования имени Н. С. Киселёвой была проведена конференция «История Великой Победы». Правовой совет института организовал данное мероприятие в рамках марафона «Во славу Великой Победы», который проводится Университетом имени О. Е. Кутафина. Нет таких слов, которыми можно было бы в полной мере передать всю благодарность за бессмертный подвиг в самой жестокой войне, которую когда-либо знало человечество. Участники данной конференции по-настоящему проявили себя и достойно справились с поставленной задачей. Мы понимаем, как прекрасна жизнь и как она нам дорога. И помним то, что эту жизнь подарили нам герои войны. Присоединяйся к нам и участвуй в марафоне «Во славу Великой Победы» вместе со студентами Института непрерывного образования.

Викторина, посвященная 75-летию Великой Победы

12 февраля 2020 года Студенческий Совет Международно-правового института в рамках Марафона «Во славу Великой Победы» провел Викторину, посвященную 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Команды студентов из разных институтов вспомнили события Великой Отечественной войны, имена маршалов Победы, оружия и технику, которая помогла выстоять в боях.

Студенты поделились своими впечатлениями о прошедшем мероприятии:

Давид Инашвили, студент 1 курса 4 группы Института Прокуратуры: «Наша команда с гордым названием РККА принимала участие в Викторине, приуроченной к 75-летию Великой Победы. Каждый из участников достойно проявил себя, продемонстрировал широкий кругозор. Отдельную благодарность хотелось бы выразить организаторам за отличное составление заданий и хорошую организацию мероприятия, все члены команды остались довольны. С нетерпением ждем следующего конкурса!»

Джемма Сабзалиева, студентка 1 курса 2 группы Международно-правового института: «Когда мы узнали о проведении Викторины в честь 75-летия Великой Победы, без всяких сомнений решили сразу же участвовать. И ожидания оправдали реальность! В рамках мероприятия было много интересных вопросов, каждый из ребят еще больше углубил свои познания. На некоторое время все будто перенеслись в ту эпоху. Ну и конечно же, еще большую атмосферу того времени передали военные песни. Спасибо большое организаторам за проведение такой занимательной Викторины. Мы надеемся, что таких мероприятий будет только больше!»

Межвузовский Фестиваль патриотической песни - очный отбор

18 февраля 2020 года прошел очный отбор участников Гала-концерта Межвузовского Фестиваля патриотической песни. В рамках конкурсного просмотра на сцену вышло более 20 индивидуальных исполнителей и 10 коллективов из разных университетов. Конкурсанты продемонстрировали свой талант в нескольких музыкальных жанрах: народный, эстрадный, академический вокал, авторская песня.

По итогам конкурсного отбора был сформирован список участников Гала-концерта. В него вошли 10 конкурсантов, 4 из которых студенты Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?", посвященная 75-летию Великой Победы

20 февраля в рамках Марафона «Во славу Великой Победы» в стенах Института Правового Консалтинга состоялась Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

В мероприятии приняли участие как студенты самого Института Правового Консалтинга, так и представители Международно-Правового Института, Института Частного Права и Института Публичного Права и Управления.

Командам необходимо было оперативно найти ответы на непростые вопросы, связанные с Великой Отечественной Войной, на которые порой даже историки не могут ответить быстро и правильно.

Все участники проявили эрудицию и развитую логику, выполняя задания. Напряженное состязание длилось два раунда, после чего определился победитель. Участники, занявшие первые три места, получили призы, но главным, безусловно, является то, что все команды освежили свои знания о Великой Отечественной Войне, а кто-то и прибавил к ним новые интересные факты о столь значимом событии в истории нашей страны.

Фестиваль патриотической песни в МГЮА

28 февраля в рамках Марафона «Во славу Великой Победы» в стенах главного корпуса МГЮА прошел Фестиваль патриотической песни. Это мероприятие приурочено к празднованию дня всех героев страны – Дню защитника Отечества.

На Гала – концерте Фестиваля были собраны лучшие творческие коллективы и солисты Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) и МГУ имени М.В.Ломоносова.

С вступительным словом выступила Мария Викторовна Мажорина. Она открыла фестиваль и поздравила всех с праздником.

В рамках мероприятия прозвучали уже полюбившиеся каждому военные и патриотические песни. Своими впечатлениями поделился один из участников, студент МПИ 1 курса Сергей Пашков:

«Значение праздника велико. Самое главное – пробудить в людях патриотическое настроение! Я исполнял песню Дениса Майданова «Флаг моего государства». Эта песня у меня была готова уже давно, т.к. я продолжительное время занимался вокалом и не раз принимал участие в военно-патриоческих конкурсах и концертах. Когда я исполнял песню, чувствовал величие нашей страны! Победа 1945 года сыграла огромную роль в жизни каждого, кто живет сейчас. Подвиг, который совершили наши прадеды и деды, мы должны помнить вечно!»

По итогам гала-концерта финалисты были награждены дипломами.

О Великой Победе: конкурс короткометражных фильмов

В рамках Марафона "Во славу Великой Победы" культурно-массовым отделом Ассоциации студентов был проведен конкурс короткометражных фильмов "О Великой Победе". В организационный комитет конкурса поступило более 20 работ. 

Ролики конкурсантов оценивались по следующим критериям:

- соответствие работы заявленной теме;

- ясность представления (разработка сценарного плана);

- креативность: новизна идеи, оригинальность, гибкость мышления;

- синхронность музыки и изображения;

- качество изображения;

- видео переходы;

- полнота раскрытия выбранной темы;

- законченность сюжета;

- общее эмоциональное настроение.

Участникам удалось проявить свои творческие способности в амплуа режиссеров, актеров, операторов и даже сценаристов.

По результатам работы конкурсной комиссии по оценке работ участников были определены следующие победители:

1 место - Анастасия Боровикова, "История целой страны в одной пуле"

2 место - Мария Берзина, "История моей прабабушки"

3 место - Алексей Сотников, "Владимир Высоцкий. Он не вернулся из боя"

Организационный комитет также отметил работы следующих студентов:

Башар Свиридов и вся команда, которая принимала участие в создании видеоролика.

Данила Мучинский как самого эмоционального и артистичного участника.

#МГЮАПОМНИТ

Друзья, совсем скоро вся страна будет праздновать знаменательную дату — 75-ую годовщину Великой Победы!

Этот день важен для каждого из нас! Мы чтим память наших предков! Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) подготовил ряд мероприятий, посвященных памяти участников Великой Отечественной Войны.

Внимание! С 9 апреля мы запускаем акцию #МГЮАПОМНИТ! Это специальный проект Марафона «Во славу Великой Победы», который включает в себя видео-сборник творчества наших студентов, преподавателей и администрации Университета. Ежедневно на главной странице Университета будет выходить поэтический блог, в котором мы расскажем свою историю войны!

Самые проникновенные стихотворения о Великой Отечественной, глубокие эмоции, трогательные истории и невероятно талантливые люди в проекте #МГЮАПОМНИТ

#МГЮАПОМНИТ — акция, которая никого не оставит равнодушным!
Сегодня мы открываем наш проект анонсом, который расскажет о нашем проекте сквозь призму слов и эмоций наших чтецов.

С работами участников вы можете ознакомиться на нашем официальном сайте во вкладке Управления по внеучебной и воспитательной работе

Управление по внеучебной и воспитательной работе благодарит #ASmedia за профессиональный подход в создании видеороликов.

Мажорина Мария Викторовна, проректор по учебной и методической работе , «Рассказ танкиста» А. Твардовский

Ипкаев Азамат, «Помните», Э.Асадов

Дарья Фоменко, Анна Андреева, Майяханум Ибрагимова, «Зинка», Ю.Друнина

Леван Корая, «Дед Агван», И.Растеряев

Валерия Подщеколдина, «На минском шоссе», А.Кулешов

Анастасия Красивова, «Мужество», А.Ахматова

Кирилл Фрумкин, «Баллада растущих чисел», П.Антокольский

Артем Антипов, «Шинель генерала Глазкова», И.Кучин

Мария Юрченко, Мария Цепкова, «Пусть голосуют дети», О.Берггольц

Валерия Кондрашина, «Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково», А.Молчанов

Даниил Базылев, «Потускнела трава зеленая», Д. Базылев

Марина Дмитриева, Анастасия Попонова, «Варварство», М.Джалиль

Арсений Зотов, «Баллада о матери», О.Киевская

Чайка Олег Федорович, «Мой товарищ, в смертельной агонии», И.Геген

Софья Ремизова, «Севастополь», О.Берггольц

Второй анонс #МГЮАПОМНИТ

Даниил Глушенок, «Баллада о подвиге», Д.Глушенок

" Александра Степанова, «Через двадцать лет», К.Симонов"

Александра Киселева, Мария Макаренко, «Баллада о зенитчицах», Р.Рождественнский

Валерия Саратова, «День победы», Э.Асадов

Надежда Лагунова, «День победы в Севастополе», Э.Асадов

Айша Исмаилова, «Без вести пропавший», В.Казанцев

Анфиса Грудинина, «Две сестры», С.Сухонин

Грачева Елена Юрьевна, Первый проректор, «Я столько раз видала рукопашный», Ю.Друнина

Леонид Сергачев, «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», К.Симонов

Дарья Чимизгина, «Георгиевская ленточка», И.Растеряев

Инна Жукова, «Соловьи», М.Дудин

Александр Сорокин, «Мое поколение», С.Гудзенко

Софья Петрова, «Братья», Д.Улзытуев

В рамках Марафона «Во славу Великой Победы» Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) запускает онлайн-мастерскую «Нюрнбергский процесс: преступления и правосудие» - выставку картин, посвященному одному из важнейших событий XX века.

Проект содействует сохранению международного культурно-правового наследия, продвижению исторической памяти поколений при помощи художественного искусства и воспитанию эмпатической составляющей в культурно-правовой сфере.

Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Этюд. Нюрнбергский процесс. В зале суда.» 15.12.1945 г.

1. Н Соколов Этюд в зале суда.jpg

Материал, техника: картон на картоне; масло.

Коллекция: живопись.

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Первая неделя нашей галереи будет посвящена работам советского графика и живописца Николая Александровича Соколова, хранящимся в Рыбинском музее-заповеднике.

Николай Александрович с 1924 г. вместе со студентами М.П. Куприяновым и П.Н. Крыловым начал работу под совместным псевдонимом КуКрыНиксы. В ноябре 1945 г. газета "Правда" отправила КуКрыНиксов в составе советской делегации в Нюрнберг на международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии: Г. Герингом, Р. Гессе, И. фон Риббентропом, В. Кейтелем, Э. Кальтенбруннером и другими. Процесс проходил с 10 часов утра 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале, разместившимся в «Зале 600» Нюрнбергского Дворца юстиции. Подсудимым были предъявлены факты преступного умысла и доказательства обвинения по индивидуальной ответственности каждого из руководителей гитлеровской Германии. Создание Нюрнбергского трибунала явилось одной из рубежных вех ХХ в. и этапным событием в новейшей истории государства и права.

Университет выражает благодарность директору Рыбинского музея-заповедника Сергею Черкалину за разрешение на использование в нашем проекте цифровых копий картин и рисунков художника Н.А. Соколова.

Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Подсудимые Йодль и Штрайхер».

2. Н Соколов Подсудимые Йодль и Штрайхер 45.jpg

Ссылка на источник

Комплект:

Шаржи подсудимых Нюрнбергского процесса.

Материал, техника: бумага; карандаш, акварель.

Комплект: шаржи подсудимых Нюрнбергского процесса.

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

На данном рисунке мы видим с вами подсудимых Альфреда Йодля и Штрайхера. Расскажем о них кратко. Альфред Йодль - немецкий генерал-полковник. С 1939 г. был начальником Штаба оперативного руководства Верховного главнокомандования вермахта, главным военным советником Гитлера по оперативно-стратегическим вопросам. Принимал активное участие в планировании массового уничтожения мирного населения на оккупированных территориях. 07.05.1945 подписал в Реймсе общую капитуляцию немецких Вооруженных сил перед западными союзниками.

23 мая 1945 А. Йодль был арестован и предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге. Признан виновным в преступлениях против мира, против человечества, в военных преступлениях и приговорен к смертной казни. Повешен. Вторая жена Йодля - Луиза фон Бенда - добилась организации повторного разбирательства дела Йодля в Мюнхене в 1953, на котором Йодль был полностью оправдан.

Юлиусу Штрайхеру на Нюрнбергском процессе было предъявлено обвинение "в публичном подстрекательстве к убийствам и истреблению евреев". Его не признали виновным в причастности к агрессии, поскольку он не принимал участия в разработке планов вторжения, не являлся военным, политическим или дипломатическим советником Гитлера. Однако, он был признан виновным по 4 пунктам и приговорен к смертной казни. 16 октября 1946 был повешен в Нюрнбергской тюрьме.       

Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Этюд. Скамья подсудимых».

3.-NA-Sokolov-Skamya-podsudimykh.jpg

Ссылка на источник

Материал, техника: бумага на картоне; масло.

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников. Проходил в Нюрнберге с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946. Суду были преданы высшие государственные и военные деятели Третьего рейха: Герман Геринг, Рудольф Гесс, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ханс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрайхер, Вальтер Функ, Карл Дёниц, Эрнст Редер, Бальдур фон Ширах, Фриц Заукель, Альфред Йодль, Артур Зейс-Инкварт, Альберт Шпеер, Константин фон Нейрат, Ханс Фриче, Ялмар Шахт, Роберт Лей (повесился до начала процесса), Г. Крупп (был признан неизлечимо больным, и его дело было приостановлено), Мартин Борман (судился заочно, т. к. скрылся и не был разыскан) и Франц фон Папен. Всем им было предъявлено обвинение в составлении и осуществлении заговора против мира и человечности (убийство военнопленных и жестокое обращение с ними, убийство гражданского населения и жестокое обращение с ним, разграбление общественной и частной собственности, установление системы рабского труда и др.). В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, было допрошено 116 свидетелей, рассмотрены многочисленные письменные показания и документальные доказательства (в основном официальные документы германских министерств и ведомств, генштаба, военных концернов и банков).

Для расследования и поддержания обвинения был образован Комитет из главных обвинителей: от Великобритании - Х. Шоукросс, от СССР - Р. А. Руденко, от США - Роберт Х. Джексон, от Франции - Ф. де Ментон, а затем Ш. де Риб.

30 сентября - 1 октября 1946 был оглашен приговор. Все подсудимые кроме Шахта, Фриче и фон Папена, были признаны виновными в предъявленных обвинениях и приговорены: Геринг, Риббентроп, Кейтель, Кальтенбруннер, Розенберг, Франк, Фрик, Штрайхер, Заукель, Йодль, Зейс-Инкварт и заочно Борман - к смертной казни через повешение; Гесс, Функ и Редер - к пожизненному заключению; Ширах и Шпеер - к 20, Нейрат - к 15, Дёниц - к 10 годам тюрьмы. Были признаны преступными организациями СС, гестапо, СД и руководящий состав НСДАП. Ходатайства осужденных о помиловании были отклонены Контрольным советом, и в ночь на 16 октября 1946 приговор о смертной казни был приведен в исполнение (Геринг покончил самоубийством незадолго до казни)        


Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) Рисунок. «Подсудимые Геринг и Гесс».

4. Н.А. Соколов Подсудимые Герринг и.jpg

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Установлено, что после Гитлера он являлся наиболее влиятельным деятелем нацистского режима. Он показал, что фюрер информировал его по всем важным военным и политическим вопросам. Геринг организовал гестапо и создал первые концентрационные лагери. В 1936 году Геринг стал уполномоченным по четырехлетнему плану и фактически экономическим диктатором Германии. При захвате Судетской области он сыграл свою роль в качестве главы воздушного флота. Подсудимый командовал воздушными силами при нападении на Польшу и во время агрессивных войн, которые последовали за этим. Геринг издал директивы об использовании советских и французских военнопленных в промышленности; был активным руководителем разграбления захваченных территорий. Геринг преследовал евреев в Германии и на захваченных территориях. По мнению суда, он был не безучастен к их учничтожению, хотя и отрицал это при допросе.

Согласно Декрета от 31 июля 1941 года, Геринг предложил Гиммлеру и Гейдриху "полностью закончить решение еврейского вопроса в германской сфере влияния в Европе". Суд не находит смягчающих вину обстоятельств, поскольку Геринг почти всегда был движущей силой событий, уступая первое место в этом только фюреру. По делу не установлено никаких обстоятельств, которые могли бы оправдать этого человека. 1 октября 1946 года Трибунал признал подсудимого Германа Вильгельма Геринга виновным по всем четырем разделам обвинительного заключения и приговорил его к смертной казни через повешение.

Гесс - один из руководителей нацистской Германии, заместитель фюрера по партии, нацист "номер три". Преданность Гесса фюреру была абсолютной. "Гитлер, - говорил он, - это просто олицетворение чистого разума". На одном из нюрнбергских партийных съездов Гесс, как обычно предваряя выступление Гитлера, заявил: "Мне было даровано многие годы жить и работать рядом с величайшим сыном нации, которого наш народ должен пронести через тысячу лет своей истории". В 1946 году он предстал перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге. Во время суда Гесс изображал из себя душевнобольного, демонстративно пытался покончить с собой. Имитация безумия не помогла: он был приговорен к пожизненному заключению. Гесс пробыл в тюрьме дольше всех - другие военные преступники или умерли, или вышли на свободу. Тюрьма Шпандау (Западный Берлин), в которой он отбывал заключение, находилась в ведении английской военной комендатуры (страны-победительницы разделили Берлин на зоны), в 1980-е годы в ней находился всего лишь один узник - Гесс. Согласно официальной версии, Рудольф Гесс в возрасте 93 лет покончил жизнь самоубийством, повесившись на электрическом шнуре.


Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) Рисунок. «В зале военного трибунала в Нюрнберге».

5. Н.А. Соколов рисунок Заседание военного трибунала в Нюрнберге 1945.jpg

Ссылка на источник

Материал, техника: бумага; тушь, палочка

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

20 ноября 1945 г. в 10.00 в небольшом германском городке Нюрнберг открылся международный судебный процесс по делу главных нацистских военных преступников европейских стран оси Рим-Берлин-Токио. Этот город был выбран неслучайно: он многие годы был цитаделью фашизма, невольным свидетелем съездов национал-социалистской партии и парадов ее штурмовых отрядов. Нюрнбергский процесс осуществлял Международный военный трибунал (МВТ), созданный на основании Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г. между правительствами ведущих государств-союзников – СССР, США, Великобритании и Франции, к которому присоединились 19 других стран – членов Антигитлеровской коалиции. Основу соглашения составили положения Московской декларации от 30 октября 1943 г. об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, под которой поставили свои подписи руководители СССР, США и Великобритании.

Учреждение военного трибунала с международным статусом стало возможным во многом благодаря созданию на конференции в Сан-Франциско (апрель-июнь 1945 г.) Организации Объединенных Наций – всемирной организации безопасности, объединившей все миролюбивые государства, которые совместными усилиями оказали достойный отпор фашистской агрессии. Трибунал был учрежден в интересах всех стран – членов Объединенных Наций, которые после окончания кровопролитнейшей из войн поставили своей главной целью «избавить грядущие поколения от бедствий войны: и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». Так записано в Уставе ООН. На том историческом этапе, сразу после окончания Второй мировой войны, в этих целях было крайне необходимо всенародно признать нацистский режим и его главных лидеров виновными в развязывании агрессивной войны практически против всего человечества, принесшей ему чудовищное горе и невыразимые страдания. Официально осудить нацизм и поставить его вне закона значило покончить с одной из угроз, которая потенциально могла бы в будущем привести к новой мировой войне. Во вступительной речи на первом заседании суда председательствующий лорд-судья Дж. Лоренс (член МВТ от Великобритании) подчеркнул уникальность процесса и его «общественное значение для миллионов людей на всем Земном шаре». Организация и юрисдикция Международного военного трибунала были определены его Уставом, составлявшим неотъемлемую часть Лондонского соглашения 1945 г.

Согласно Уставу, трибунал имел право судить и наказывать лиц, которые, действуя в интересах европейских стран оси индивидуально или в качестве членов организации, совершили преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. В состав МВТ вошли судьи – представители от четырех государств-учредителей (по одному от каждой страны), их заместители и главные обвинители. В Комитет главных обвинителей были назначены: от СССР – Р.А. Руденко, от США – Роберт Х. Джексон, от Великобритании – Х. Шоукросс, от Франции – Ф. де Ментон, а затем Ш. де Риб. На Комитет возлагалось расследование дел главных нацистских преступников и их обвинение. Процесс был построен на сочетании процессуальных порядков всех представленных в трибунале государств. Решения принимались большинством голосов


Edward Vebell «Courtroom portrait of Sidney Alderman, US prosecution team, created during the Trial of German Major War Criminals at Nuremberg» («Портрет Сидни Олдермена в зале суда, сторона обвинения от США, рисунок создан во время заседания Нюрнбергского суда над главными военными преступниками»)

Edward Vebell portrait of Sidney Alderman. US prosecution team.jpg

Ссылка на источник

Источник: «U.S. Holocaust Memorial Museum».

Вторую неделю проекта Университет посвящает работам американского художника Эдварда Вебелла. И в этом блоке картин описание размещаем на английском и русском языках.

Edward Vebell collection: The collection consists of nine courtroom drawings created by Edward Vebell, US Army, during the Trial of German Major War Criminals before the International Military Tribunal in Nuremberg, Germany, which opened on November 20, 1945, following the end of World War II. Provenance: The collection was donated to the United States Holocaust Memorial Museum in 2003 by Sheila C. Johnson.

Коллекция Эдварда Вебелла в Мемориальном музее Холокоста США состоит из 9 рисунков, запечатлевших зал заседания Международного военного трибунала во время суда над главными военными преступниками в Нюрнберге в Германии, который начался 20 ноября 1945 г. после окончания Второй мировой войны. Коллекцию Мемориальному музею Холокоста подарила Sheila C. Johnson в 2003 г.

Ink drawing of Sidney Alderman, US prosecutor, created by 24 year-old Edward Vebell, illustrator and US soldier, from the press gallery during the first months of the 1945 Trial of German Major War Criminals before the International Military Tribunal in Nuremberg, Germany. Ed sat in the gallery for three days and used field glasses to capture the details of the defendant's faces. He had no water, so he had to use spit to create the halftones that add detail and nuance.

Ed did 90% of his drawing in the courtroom, seeking to bring intimacy to the historical proceedings. The sketches were published in the US Army newspaper Stars and Stripes on December 9, 1945. The Waterman fountain pen he used for the drawings is record 2005. Ed was drafted into the US Army in 1942, and was the first staff illustrator for Stars and Stripes. His other assignments included combat zones in Italy and France. Soon after the defeat of Nazi Germany on May 7 in western Europe and May 9, 1945, in eastern Europe, the Allies: Great Britain, France, Soviet Union, and the United States convened an International Military Tribunal (IMT) at Nuremberg, Germany. Its purpose was to seek justice for crimes against humanity, evidenced by the Holocaust, perpetrated by Nazi Germany.

In October 1945, the IMT formally indicted the Nuremberg defendants on four counts: crimes against peace, war crimes, crimes against humanity, and conspiracy to commit these crimes. The verdicts were delivered on October 1, 1946. Twelve defendants were sentenced to death; three to life imprisonment; four to prison terms ranging from 10-20 years; three were acquitted.

Рисунок американского прокурора Сидни Алдермана (Sidney Alderman) выполнен тушью. Иллюстратору и американскому солдату Эдварду Вебеллу тогда было 24 года. Рисовал он из Галереи для прессы в течение первых месяцев заседания Международного военного трибунала над главными военными преступниками в Нюрнберге. Эд сидел в галерее 3 дня и использовал полевой бинокль, чтобы разглядеть детали лиц подзащитных. У него не было воды, поэтому ему приходилось использовать слюну, чтобы получить полутона и добавить детали и нюансы света.

Эд выполнил 90% своих рисунков в зале заседания, стремясь привнести максимальную точность запечатления исторического процесса. Наброски были опубликованы в Американской военной газете “Stars and Stripes” (“Звезды и полоски”) 9 декабря 1945 г. Эд был призван в Армию США в 1942 г., и был первым штатным иллюстратором газеты “Stars and Stripes”. Вскоре после поражения Нацистской Германии - 7 мая в Западной Европе и 9 мая в Восточной Европе - Союзники: Великобритания, Франция, СССР и США создали Международный военный трибунал (МВТ) в Нюрнберге (Германия). Его целью было добиться справедливости наказания за преступления против человечности, о чем свидетельствует Холокост, совершенный нацистской Германией.

В октябре 1945 г. Международный военный трибунал официально предъявил обвинения Нюрнбергским подсудимым по четырем пунктам: преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности и заговор с целью совершения этих преступлений. Приговор был оглашён 1 октября 1946 г. 12 подсудимых были приговорены к казни; трое к пожизненному заключению; четверо к тюремным срокам от 10 до 20 лет; трое были оправданы.

Университет имени О.Е. Кутафина(МГЮА) благодарит U.S. Holocaust Museum за данное разрешение на использование в нашем проекте картин художника Эдварда Вебелла (Edward Vebell).


Edward Vebell «2nd Row of Defendants, Nuremberg War Crimes Trials, 1945» («Второй ряд подсудимых, Нюрнбергский процесс по военным преступлениям, 1945»)

2 dward Vebell Drawing of a group of German defendants in their.jpg

Ссылка на источник

Источник: «U.S. Holocaust Memorial Museum».

Ink drawing of the German defendants, including Goering, Hess, von Ribbentrop, and Keitel created by 24 year-old Edward Vebell, illustrator and US soldier.

Рисунок тушью создан 24-летним иллюстратором и американским солдатом Эдвардом Вебеллом; на рисунке изображены немецкие подсудимые, включая Геринга, Гесса, фон Риббентропа и Кейтеля.

В предыдущих постах мы кратко описали подсудимых А. Йодля, Ю. Штрайхера, Г. Геринга и Р. Гессе. В этом посте кратко расскажем о Иоахиме фон Риббентропе. Полное имя Министра иностранных дел фашистской Германии: Ульрих Фридрих Вилли Иоахим фон Риббентроп (30 апреля 1893 года - 16 октября 1946 года).

В 1940 году Гитлер снова начал рассматривать возможность вторжения в СССР, и он отправил Риббентропа на переговоры о заключении договора с Японией. 25 сентября 1940 года Риббентроп отправил телеграмму министру иностранных дел СССР Молотову, сообщив ему, что Германия, Италия и Япония готовятся к подписанию военный альянс. Риббентроп заверил Молотова, что этот альянс создается против США, а не против Советского Союза. Молотов на тот момент уже знал о разрабатываемом союзном договоре.

Рихард Зорге, немецкий журналист, работающий в Токио, был советским шпионом и уже доложил Молотову, что Гитлер участвовал в переговорах с Японией. По мнению Зорге, альянс создавался именно против СССР, а не против США. Считается, что Риббентроп был второстепенным персонажем времен Второй Мировой войны, но был арестован и обвинен в военных преступлениях вместе с остальными участниками процесса, в июне, в 1945 году. Он утверждал, что на протяжении 12 лет делал все, чтобы избежать войны. Но Британия не хотела вступать в альянс с Германией против растущей угрозы с востока и благодаря этой конфронтации война стала неизбежной.

Иоахим фон Риббентроп отрицал существование немецких концентрационных лагерей и политику расового истребления. Несмотря на это он был признан виновным на Нюрнбергском процессе и казнен 16 октября 1946 года.


Edward Vebell «German Defense Counsel, Nuremberg War Crimes Trials, 1945» (Эдвард Вебелл «Немецкие адвокаты подсудимых, Нюрнбергский процесс по военным преступлениям, 1945 год»)

3. Drawing of four defense lawyers created during the Trial of German Major War Criminals at Nuremberg.jpg

Ссылка на источник

Источник: «U.S. Holocaust Memorial Museum».

Ink drawing of the German defense counsel wearing headsets seated at their table created by 24 year-old Edward Vebell, illustrator and US soldier.

Рисунок тушью, созданный 24-летним иллюстратором и американским солдатом Эдвардом Вебеллом; на рисунке изображены немецкие адвокаты в наушниках, сидящие за своим столом.

"Подсудимым была представлена широкая возможность осуществлять защиту от предъявленных им обвинений: все они имели адвокатов, им предоставлялись копии всех документальных доказательств на немецком языке, оказывалась помощь в розыске и получении необходимых документов, доставке свидетелей, которых считали нужным вызвать защитники. Однако обвиняемые и их адвокаты с самого начала процесса взяли курс на то, чтобы доказать юридическую несостоятельность Устава Международного военного трибунала. Стремясь избежать неотвратимого наказания, они пытались переложить всю ответственность за совершенные преступления исключительно на Адольфа Гитлера, СС и гестапо, выдвигали встречные обвинения в адрес государств – учредителей трибунала. Характерно и показательно, что ни у одного из них не возникло ни малейших сомнений в своей полной невиновности".

На Нюрнбергском процессе каждый подсудимый мог быть представлен адвокатом по собственному выбору. Каждого спросили, какого конкретно защитника он хотел бы иметь... В составе защиты оказались весьма колоритные фигуры. Прошлое многих из них связано с университетскими кафедрами.

Вот массивный, но не утерявший подвижности доктор Экснер. Ему было уже, видимо, около семидесяти. Длительное время он занимал должность профессора уголовного права в Лейпциге, Мюнхене, Тюбингене. Свой многолетний юридический опыт Экснер решил использовать для защиты генерала Иодля, одного из ближайших военных советников Гитлера.

А профессор Герман Яррайс свои знания в области международного и конституционного права отдал защите гитлеровского правительства. Ему выпала сомнительная честь произнести в суде речь по «общеправовым вопросам», в которой делалась попытка подложить юридическую мину под весь процесс.

Здесь же был и доктор Рудольф Дикс — один из столпов адвокатуры «третьего рейха». Он имел огромную юридическую практику и некоторое время при Гитлере даже возглавлял ассоциацию германских адвокатов. Но когда разразилась вторая мировая война, Дикс сменил адвокатскую мантию на мундир чиновника нацистской оккупационной администрации в Словакии, а затем в Польше. В Нюрнберг он прибыл в качестве защитника подсудимого Шахта.

Адвокат Деница доктор Кранцбюллер более десяти лет занимал должность судьи в германском военно-морском флоте. Этот отлично знал законы и обычаи морской войны и, конечно, оказывал своему клиенту весьма квалифицированную помощь.

Защитник Геринга доктор Отто Штамер принадлежал, скорее, к числу цивилистов, чем криминалистов. Вся его деятельность в прошлом была связана с ведением крупнейших международных патентных процессов. Но и он, несомненно, являлся весьма опытным буржуазным адвокатом. Каждому из подсудимых полагался защитник, и в общей сложности их интересы представляли 27 адвокатов, которым помогали 54 ассистента и 67 секретарей.


Edward Vebell «Doenitz + Raeder, Nuremberg War Crimes Trials, 1945» (Эдвард Вебелл «Дениц и Редер, Нюрнбергский процесс по военным преступлениям, 1945 год»)

4. Ed Vebell Courtroom sketch of 2 German Admirals during the Trial.jpg

Ссылка на источник

Источник: «U.S. Holocaust Memorial Museum».

Сегодня кратко расскажем о Карле Денице (1891 - 1980) - официальном приемнике Гитлера, вставшем 30 апреля 1945 г. во главе германского государства и вооруженных сил, он был приговорен всего лишь к 10 годам тюремного заключения... В печально известном "Приказе о "Лаконии"1 от 17 сентября 1942 г. не кто иной, как Дениц, запрещал командирам подводных лодок подбирать людей с потопленных кораблей - исключая капитанов и механиков, которые рассматривались как военнопленные. Этот документ был истолкован судьями как приказ расстреливать моряков, спасшихся с потопленных кораблей. В вину Деницу ставились военные преступления - нападение и уничтожение кораблей, в том числе мирных, в открытом море. Обвиняемый признал, что приказал топить и оказавшиеся в зоне боевых действий корабли нейтральных стран.

И тем не менее на процессе в Нюрнберге некоторые юристы и свидетели пытались оспорить виновность Деница. Американский судья Фрэнсис Бидди даже выступал за его оправдание, ссылаясь на то, что победители в войне также топили немецкие корабли... Однако международный суд признал удары по кораблям Германии обороной от агрессора, а Деница - преступником против мира и человечности. В этом были едины представители Великобритании и СССР. По вине Деница погибли тысячи ни в чем не повинных людей. Восстанавливая историческую правду о "подвигах" гросс-адмирала, западногерманская печать отмечала, что "чертов адмирал несет личную ответственность за гибель 27 494 моряков германского подводного флота и многих тысяч моряков союзнических флотов".

1 октября 1946 г., после того как Геринг и еще несколько высших нацистов были приговорены к смерти, Нюрнбергский трибунал огласил приговор Деницу. Гросс-адмирал был признан виновным по 2-му (преступление против мира) и 3-му (военные преступления) пунктам обвинения и приговорен к 10-летнему заключению. Однако смертной казни Дениц, по мнению судей, не заслужил. Советская сторона против приговора преемнику Гитлера возражать не стала


Edward Vebell «Spectators at War Criminals Trial, Nuremberg, Germany, 1945» (Эдвард Вебелл «Зрители на суде над военными преступниками, Нюрнберг, Германия, 1945 год»)

5. Drawing of courtroom observers created during the Trial of German Major War Criminals.jpg

Ссылка на источник

Источник: «U.S. Holocaust Memorial Museum».

Процесс в цифрах: Международный военный трибунал в Нюрнберге работал 11 месяцев – с 20 ноября 1945 года по 29 октября 1946 года. 30 сентября того же года трибунал начал оглашение приговора, которое и завершилось 1 октября. За неполный год успели пройти 403 открытых заседания трибунала и 216 судебных слушаний, на которых выступили 240 свидетелей, оглашено около 300 000 письменных показаний. Все прозвучавшее и состоявшееся в ходе работы трибунала было зафиксировано в протоколе, и его общий объем составил 16000 страниц. Работа переводчиков на Нюрнбергском процессе: Группу советских переводчиков в Нюрнберге с февраля 1946 года возглавлял Евгений Гофман. Он оставил свои рукописные воспоминания, которые автору этих строк не так давно передал его сын. Наибольший интерес в них, конечно же, представляют истории, касающиеся непосредственной работы переводчиков. Вот как, по его описаниям, все тогда начиналось.

На другой день после приезда американцы, возглавлявшие группу переводчиков, устроили проверку новичкам. Из зала в микрофон читался немецкий текст, который нужно было переводить на остальные рабочие языки - русский, французский и английский. Проверка прошла благополучно.

Каждая делегация обеспечивала перевод на свой родной язык. Перевод на немецкий язык делали американские переводчики. В каждой из четырех открытых сверху кабин одновременно сидели переводчики с английского, немецкого и французского. На столе кабины, перед стеклом, за которым сразу же начинались скамьи подсудимых и до них, не будь стекла, можно было дотянуться рукой, стоял переносной микрофон. Им завладевал один из переводчиков, в зависимости от того, выступал ли оратор на английском, немецком или французском языке. Случалось, что за 6 часов работы французскому переводчику ни разу не пришлось произнести ни слова. Зато, когда выступали подсудимые и их защитники, немецким переводчикам приходилось жарко. Часто они работали без отдыха всю смену - 1,5 часа, а когда кто-то выбывал по болезни, то и две, и даже три смены.

Среди иностранных переводчиков преобладали американцы. В основном это были люди солидного возраста и с большим переводческим стажем. Значительная часть из них были русские эмигранты, прожившие много лет в Англии или США. При знакомстве они нередко представлялись: "князь Серебрянников", "князь Васильчиков", "граф Толстой...".

В иностранных делегациях между синхронными и письменными переводчиками было проведено строгое размежевание. Синхронные переводчики не занимались письменными переводами и наоборот. У нас же таких разграничений не было. Жили дружно. По вечерам после работы и в перерывах между сменами сверяли свои стенограммы с оригиналами, правили их и считывали после перепечатки на машинке, переводили документы и речи, выступали в роли устных переводчиков при переговорах с представителями других делегаций. Процесс не всегда шел ровно. Были случаи, когда во время заседаний вдруг все стопорилось. Переводчики - в основном американцы, наши себе такого не позволяли - вскакивали, срывали с себя наушники, отказывались переводить. Заседание трибунала прекращалось. Происходило это тогда, когда оратор, несмотря на сигналы, что называется, мчался, закусив удила... Ему делалось внушение, он просил извинения, и трибунал опять продолжал работу.

Но были моменты и покруче. Однажды трибунал вообще несколько дней не заседал - стенографистки объявили забастовку, требуя повышения заработной платы. И их требования были частично удовлетворены.


Meo, David «Trial of the Nazi High Command by the International Military Tribunal at Nuremberg», Leo Baeck Institute Art and Objects Collection, 2005.92

1. Meo David Trial of the Nazi High Command by the.jpg

Материал, техника: масло, холст .

Ссылка на источник

Источник: «Leo Baeck Institute Art and Objects Collection».

Дэвид Мео «Судебное заседание Международного военного трибунала над высшим командованием нацистов в Нюрнберге».

На картине изображена группа военных преступников в зале суда, слушающих судебное заседание. Слева - Герман Геринг, второй помощник Адольфа Гитлера в командовании; Рудольф Гесс, заместитель Гитлера, лидер нацистской партии; Иоахим фон Риббентропп, министр иностранных дел; фельдмаршал Вильгельм Кейтель, глава Верховного командования германских вооруженных сил. За ними следуют адмирал Карл Дениц, который занимал пост главы государства после смерти Гитлера в течение нескольких дней; адмирал Эрих Редер, главнокомандующий Военно-морским флотом Германии до 1943 года, когда его сменил Дениц; и Бальдур фон Ширах, глава нацистского молодежного движения.

Биографическая информация: Будучи молодым офицером, Роберт Бэкс присутствовал на Нюрнбергском процессе в 1946 году, и в ноябре 1995 года об этом событии ему напомнила публикация статьи с фотографией в журнале "Отставной офицер" (The Retired Officer Magazine). На фотографии были изображены некоторые из высших нацистских чиновников во время судебного процесса. Изображение настолько захватило Роберта Бэкса, что он решил поручить художнику из Флориды Дэвиду Мео запечатлеть эту фотографию на картине маслом, лишь с некоторыми незначительными изменениями. Следуя совету своей жены еврейского происхождения, Роберт Бэкс подарил эту картину в the Leo Baeck Institute, прежде чем переехать из своего дома в Нью-Джерси во Флориду в 2005 году.


Dado «The Nuremberg Trials», 1997, oil on canvas, 230 × 270 cm. Photo: Alberto Ricci. (Дадо «Нюрнбергский процесс», 1997. Фото: Альберто Ричи)

13. dado-peintre-nurembergg.jpg

Ссылка на источник

Источник: «Виртуальный музей Дадо».

Дадо (Миодраг Джурич, Miodrag Djuric, Miodrag Đurić) - французский художник-сюрреалист.

Миодраг Джурич (Miodrag Djuric, Miodrag Đurić), более известный под псевдонимом "Дадо" (Dado) (1933-2010) - французский художник-сюрреалист, уроженец Черногории. Работал как живописец и график.

Миодраг Джурич родился 4 октября 1933 года в городе Цетине (Черногория). В 1956 году художник уехал во Францию, где жил и работал до самой смерти. Основной темой в творчества Миодрага Джурича (Дадо) было моральное и физическое разложение, изображаемое в гротескной и сюрреалистической манере (автор текста Валерий Рублёв. 12 июня 2019 года).

Ещё в первых картинах М. Джурича появляются темы распада и разложения. Чудовищные, проросшие растениями формации, населяющие покрытые руинами ландшафты, придают работам художника некий угрожающий характер. Впоследствии в его произведениях видения фантастических существ сменяют прямое изображение картин ада.


Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Рисунок. Подсудимый Геринг.» 1945 г.

15 Соколов НА Герринг.jpg

Материал, техника: бумага; акварель, карандаш графитный.

Место создания: СССР.

Коллекция: графика.

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Мы благодарны директору Рыбинского музея-заповедника Черкалину Сергею Дмитриевичу за данное разрешение использования в нашем проекте цифровых копий картин и рисунков художника Н.А. Соколова.

С материалами допроса Герига прокурором от СССР Руденко можно ознакомиться, пройдя по ссылке:

Ссылка на допрос:


Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Рисунок. Нюрнберг 1945 года. Вокзал .» 1945 г.

Соколов НА Нюрнберг. Вокзал 1945.jpg

Материал, техника: бумага; тушь, палочка.

Место создания: СССР.

Коллекция: графика.

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

На данном рисунке художник Н.А. Соколов изобразил монументальный вокзал в Нюрнберге в 1945 г. - в тот период, когда художник присутвовал на Нюрнбергском процессе. Вокзал сохранился до сих пор.

"Город, в т.ч. и исторический центр, очень сильно бомбила союзная авиация, но вокзал пострадал не фатально и до 1956 г. был восстановлен в историческом виде. После войны его не снесли... Возможно, повлияло и то обстоятельство, что Нюрнберг - это историческая колыбель германских железных дорог: именно отсюда в 1835 г. была проложена линия на город Фюрт, открывшая рельсовую эру в поднимавшейся Германии.

В истории Нюрнберга наиболее драматические страницы связаны с XX веком. В 1927 году старинный немецкий город превратился в идео¬логический центр национал-социализма – здесь проходили партийные съезды, по улицам маршировали члены нацистской партии, здесь произносил пламенные речи главный идеолог Третьего рейха Адольф Гитлер. Во время Второй мировой войны в Нюрнберге был создан концлагерь для военнопленных. И именно в Нюрнберге в последствии вершился суд над нацистской идеологией и военными преступниками.

Мы благодарны директору Рыбинского музея-заповедника Черкалину Сергею Дмитриевичу за данное разрешение использования в нашем проекте цифровых копий картин и рисунков художника Н.А. Соколова.


Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Рисунок. Подсудимый Розенберг.» 1945 г.

12 Н.А. Соколов Рисунок. Подсудимый Розенберг. 1945 г..jpg

Материал, техника: бумага; карандаш, акварель.

Место создания: СССР.

Коллекция: шаржи подсудимых нюрнбергского процесса.

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Альфред Розенберг был одним из высших руководителей "третьего рейха": уполномоченным по контролю за воспитанием в нацистской партии, рейхсляйтером и рейхсминистром. Именно Альфред Розенберг является автором таких фундаментальных понятий нацисткой идеологии, как "превосходство арийской расы", "окончательное решение еврейского вопроса" и борьбы против "дегенеративного искусства" (то есть против модернистов).

Самое удивительное, что родным языком Альфреда Вольдемаровича Розенберга (так были записаны имя и отчество в его свидетельстве о рождении и в его паспорте до 1923 года) был русский. Будущий идеолог германского национал-социализма родился и вырос в Ревеле (сегодняшнем Таллине), то есть в Российской империи. Он рано лишился родителей: мать умерла спустя два месяца после его рождения, отец - когда ему было 11 лет. Альфреда воспитывали тетки, очень любившие и баловавшие его. Он рано женился - в 22 года. Семья его супруги, тоже обрусевшей остзейской немки, была высокообразованной, поддерживала тесные связи с литературными кругами Петербурга. Особенно она почитала русскую классическую литературу: Толстого, Достоевского, Тургенева...

Историки считают дневники фанатичного догматика, не отказавшегося от идей превосходства "арийской расы" и величия "тысячелетнего рейха" даже тогда, когда он уже сидел на скамье подсудимых, очень важным свидетельством. Записи, которые Альфред Розенберг вел с середины 1930-х по 1944 год, раскрывают механизмы функционирования тоталитарного государства, свидетельствуют о том, как нацистская верхушка встретила пакт между Гитлером и Сталиным, с каким настроением шла на войну, во что на самом деле хотела превратить "восточные территории", то есть Россию, Украину, Прибалтику, оккупированные нацистами. Именно Розенберг, с 1941 года - рейхсминистр оккупированных "восточных территорий", создал идеологическую и мировоззренческую базу для массового уничтожения евреев и порабощения славян.

После разгрома гитлеровской Германии Розенберг пытался скрыться, но его нашли, и он предстал перед судом в числе главных нацистских преступников. Его приговорили к высшей мере, и 16 октября 1946 года повесили, а труп сожгли.

Мы благодарны директору Рыбинского музея-заповедника Черкалину Сергею Дмитриевичу за данное разрешение использования в нашем проекте цифровых копий картин и рисунков художника Н.А. Соколова.

Дневники А. Розенберга можно почитать на сайте Мемориального музея Холокоста, пройдя по ссылке:

Ссылка на дневники:


Фотография. «Художники Кукрыниксы среди участников заседания на Нюрбергском процессе.» 1945 г.

17 фото КуКрыНиксов на Нюрнбергском процессе Рыбинский музей-заповедник.jpg

Материал, техника: фотобумага черно-белая глянцевая; фотопечать.

Место создания: Германия, г. Нюрнберг.

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

В начале четвертой недели нашего проекта "Нюрнбергский процесс: преступления и правосудие" хотим познакомить вас с фотографией, на которой запечатлены художники, работавшие на Нюрнбергском процессе.

Расскажем о впечатлении КуКрыНиксов о Нюрнбергском процессе (материал взят из статьи Военно-исторического журнала Министерства обороны "Кукрыниксы на Нюрнбергском процессе": "Перелёт из Москвы в Нюрнберг был тяжёлым. Кукрыниксы были в составе делегации, представлявшей Советский Союз на Нюрнбергском процессе. Кроме них, в эту группу входили писатели Вс. Иванов, Л. Леонов, К. Федин, Ю. Яновский, поэт С. Кирсанов, журналист Ю. Корольков, режиссёр Р. Кармен, художник Б. Ефимов, оператор П. Трояновский, писатель Б. Полевой и др... Приехав в Нюрнберг, Кукрыниксы познакомились с комендантом здания суда, американским офицером, который, увидев в «Правде» карикатуры художников (на фашистских преступников), попросил Кукрыниксов подарить ему одну из газет с их автографом. На карикатуре был изображён предстоявший Новый год, каким он будет для подсудимых. Вверху были крупно нарисованы четыре цифры: 1946, причём последняя, шестёрка, изображала петлю. Название карикатуры было коротким: «Последняя цифра»...

«В знак благодарности комендант, нарушив строгие правила процесса, разрешил каждому из нас поочерёдно присутствовать на заседаниях суда не на местах журналистов, а значительно ближе к скамье подсудимых — то есть напротив неё, около стола военного трибунала, за которым сидели эксперты четырёх держав, — рассказывал Н.А. Соколов. — Комендант предупредил нас, чтобы мы ни в коем случае не рисовали или делали это незаметно, потому что разрешил это только нам, советским художникам, потому что ему нравятся наши карикатуры, и никому другому он этого не позволит.

Рисовать было очень трудно, приходилось делать вид, что записываешь, а на самом деле — фиксировать увиденное в набросках. В перерыве заседания, когда суд удалился, а подсудимые продолжали оставаться на своих местах, я, выходя из зала в коридор, приблизился к Герингу, сидевшему первым у барьера, и на несколько секунд остановился, глядя прямо в глаза. Геринг сразу узнал меня. Мы смотрели друг на друга. Бессильную злобу и ненависть прочитал я в мутно-серых, расширившихся глазах Геринга, впившихся в меня. Голова его при этом вздрагивала, а поджатые губы стали ещё более лягушачьими. Я представил себе, что он мог думать и чувствовать в эти секунды, увидев меня. Одного из трёх ненавистных ему людей, так и не повешенных им. Его глаза вылезали из орбит, а кулаки сжимались в неистовой злобе. Во время процесса Геринг всячески старался помешать нам рисовать, закрыв своё лицо руками. Он даже договорился с охранявшим его конвоиром, чтобы тот стоял не сбоку от него, а впереди, скрывая его от нас... Суд длился много месяцев. Несколько преступников были приговорены Международным военным трибуналом к смертной казни через повешение, и среди них был Геринг. Говорят, что перед казнью кто-то передал ему ампулу с ядом, и он покончил с собой. Тем не менее труп его все равно был повешен.

Мы благодарны директору Рыбинского музея-заповедника Черкалину Сергею Дмитриевичу за данное разрешение использования в нашем проекте цифровых копий картин и рисунков художника Н.А. Соколова.


Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Рисунок. Зал суда в Нюрнберге.» 1945 г.

16 Соколов НА рисунок.jpg

Материал, техника: бумага; чернила.

Место создания: Германия, г. Нюрнберг.

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Кукрыниксы создали более тысячи рисунков и карикатур в годы Великой Отечественной войны. "...и это, конечно, подвиг. Не только потому, что почти каждый день приходилось создавать новый, яркий, едкий и ироничный рисунок, способный воодушевить на борьбу с врагом и поверить в победу, но и потому, что каждый день, пусть не смеяться, а высмеивать в условиях тотального страха и ужаса человеку тяжело. Но для Кукрыниксов это было своего рода сражением – после бесконечных сводок о зверствах и жертвах фашизма заставить читателей газеты "Правда" улыбнуться...

Во время Нюрнбергского процесса Кукрыниксы каждый день работали в зале суда. Рисунки отправлялись в Москву, чтобы наутро они вышли в очередном номере газеты...

После очередного заседания художники Куприянов, Крылов и Соколов отправлялись в город и продолжали рисовать, создавать шаржи, уже совсем не едкие, а тонкие и даже светлые рисунки обычных людей, которые как и их соотечественники возвращались к мирной жизни.

Мы благодарны директору Рыбинского музея-заповедника Черкалину Сергею Дмитриевичу за данное разрешение использования в нашем проекте цифровых копий картин и рисунков художника Н.А. Соколова.


Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Рисунок. Зал суда в Нюрнберге.» 1945 г.

13 Соколов Н.А. Рисунок. Зал суда в Нюрнберге. 1945 г..jpg

Материал, техника: бумага; чернила.

Место создания: Германия, г. Нюрнберг.

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Сегодня, спустя 70 лет со дня начала Нюрнбергского процесса (осенью будущего года исполнится 70 лет со дня его окончания), отчетливо видно, какую огромную роль он сыграл в историческом, юридическом и общественно-политическом планах. Нюрнбергский процесс стал историческим событием, прежде всего, как торжество Закона перед нацистским беззаконием. Он разоблачил человеконенавистническую сущность германского нацизма, его планы уничтожения целых государств и народов, его запредельную бесчеловечность и жестокость, абсолютную аморальность, истинные размеры и глубины злодеяний нацистских палачей и крайнюю опасность нацизма и фашизма для всего человечества. Моральному осуждению была подвергнута вся тоталитарная система нацизма в целом. Тем самым была создана морально-нравственная преграда для возрождения нацизма в будущем или, по крайней мере, для его всеобщего осуждения.

Нельзя забывать, что весь цивилизованный мир, только что избавившийся от «коричневой чумы», рукоплескал приговору Международного военного трибунала. Очень жаль, что сейчас в некоторых европейских странах в той или иной форме происходит возрождение нацизма, а в Прибалтийских государствах и в Украине активно идет процесс героизации и прославления участников отрядов Ваффен-СС, которые в ходе Нюрнбергского процесса были признаны преступными наряду с немецкими охранными отрядами СС. Важно, чтобы эти явления сегодняшнего дня подверглись резкому осуждению всеми миролюбивыми народами и такими авторитетными международными и региональными организациями безопасности, как ООН, ОБСЕ и Европейский Союз. Не хотелось бы верить, что мы являемся свидетелями того, что предрекал один из нацистских преступников – Г. Фриче – в своей речи на Нюрнбергском процессе: «Если вы полагаете, что это – конец, то вы ошибаетесь. Мы присутствуем при рождении гитлеровской легенды.

Важно твердо знать и помнить, что решений Нюрнбергского трибунала никто не отменял! Представляется полностью недопустимым радикальный пересмотр его решений и в целом его исторической значимости, так же, как и главных итогов и уроков Второй мировой войны, что, к сожалению, пытаются сегодня сделать некоторые западные историки, правоведы и политики. Важно отметить, что материалы Нюрнбергского процесса являются одним из важнейших источников для изучения истории Второй мировой войны и создания целостной и объективной картины злодеяний нацистских главарей, а также для получения однозначного ответа на вопрос о том, кто виноват в развязывании этой чудовищной войны. В Нюрнберге именно нацистская Германия, ее политические, партийные и военные лидеры были признаны главными и единственными виновниками международной агрессии. Поэтому попытки некоторых современных историков разделить эту вину поровну между Германией и СССР полностью несостоятельны.

С точки зрения юридической значимости Нюрнбергский процесс стал важной вехой в развитии международного права. Устав Международного военного трибунала и приговор, вынесенный почти 70 лет назад, стали «одним из краеугольных камней современного международного права, одним из его основных принципов», - писал известный отечественный исследователь различных вопросов и аспектов Нюрнбергского процесса профессор А.И. Полторак в своем труде «Нюрнбергский процесс. Основные правовые проблемы». Его точка зрения имеет особое значение еще и потому, что он был секретарем делегации СССР на этом процессе.

Следует признать, что среди некоторых юристов существует мнение, что в организации и проведении Нюрнбергского процесса не все было гладко с точки зрения юридических норм, но надо учитывать, что он был первым международным судом такого рода. Однако ни один самый строгий юрист, понимающий это, никогда не станет доказывать, что Нюрнберг не сделал ничего прогрессивного и значимого для развития международного права. И совсем недопустимо, чтобы за толкование юридических тонкостей процесса брались политики, претендуя при этом на выражение истины в последней инстанции.

Нюрнбергский процесс стал первым в истории событием подобного рода и подобной значимости. Он определил новые виды международных преступлений, которые затем прочно вошли в международное право и национальное законодательство многих государств. Помимо того, что в Нюрнберге агрессия была признана преступлением против мира (впервые в истории!), также впервые к уголовной ответственности были привлечены официальные лица, ответственные за планирование, подготовку и развязывание агрессивных войн. Впервые было признано, что положение главы государства, ведомства или армии, а также исполнение распоряжений правительства или преступного приказа не освобождают от уголовной ответственности. Нюрнбергские решения привели к созданию в международном праве специальной отрасли – международного уголовного права.


Соколов Николай Александрович (1903 - 2000) «Рисунок. Подсудимые Риббентроп и Кейтель.» 1945 г.

4 Н.А. Соколов Рисунок. Подсудимые Риббентроп и Кейтель.jpg

Материал, техника: бумага; карандаш, акварель.

Место создания: Германия, г. Нюрнберг.

Ссылка на источник

Источник: «Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

Йоахим фон Риббентроп

"...в мае 1933 года Риббентроп дослужился уже до обергруппенфюрера – то есть до генерала. Он постепенно выживал с ведущих постов в МИДе профессиональных дипломатов и сажал на их места высокопоставленных эсэсовцев, укрепляя, таким образом, не только позиции Гиммлера, но и свои собственные. Рейхсфюреру СС он помогал еще в одном важном деле – в уничтожении европейских евреев. Риббентроп отвечал за дипломатическое "прикрытие" депортации евреев в лагеря уничтожения. Именно это было одним из главных обвинений против него на Нюрнбергском процессе...

На Нюрнбергском процессе Риббентроп уверял судей, что не знал о преступной сущности режима, одним из столпов которого был. "Поверьте, мы сами возмущены этими преследованиями, этими зверствами! – говорил он от имени всех подсудимых. – Такие вещи просто совершенно нетипичны для немцев! Ну, можете вы себе представить, например, чтобы я мог кого-то убить?!"

Он был повешен первым из главных нацистских преступников, приговоренных трибуналом к смертной казни.

Кейтель Вильгельм– начальник штаба Верховного командования вермахта (1938–1945), генерал-фельдмаршал.

В рамках реализации плана «Барбаросса» Кейтель стал автором ряда документов, позволивших рейхсминистру Генриху Гиммлеру без суда и следствия казнить людей. Из-за этого начались этнические чистки на территории оккупированного Советского Союза, под которые попал практически каждый коммунист или беспартийный еврей.

В отношении военных и политических деятелей, не согласных с режимом Адольфа Гитлера, были отменены разбирательства и применялся только расстрел. А за ликвидацию немецкого солдата страны, воюющие с Германией, должны были заплатить цену до сотни человеческих жизней.

Особо жестокой была расправа с летчиками из полка «Нормандия-Неман», которых расстреляли сразу после попадания в фашистский плен. А в июле 1944 года после подавления заговора против фюрера судебным органам Третьего рейха был отдан на растерзание Эрвин фон Вицлебен.

За совершение преступлений против человечности Кейтель стал участником Нюрнбергского процесса, проходившего в Международном военном трибунале в 1945 году. Несмотря на заявления адвокатов о действиях по приказу Гитлера, Вильгельм вместе с другими военачальниками подвергся справедливому суду.

Генерал-фельдмаршал был признан виновным по всем пунктам, вынесенным на рассмотрение, и приговорен к смертной казни с предварительным заключением в специализированной тюрьме. Там он написал мемуары, известные как «Размышления перед казнью», где говорилось о его биографии и участии в кровопролитной войне.

В книге Вильгельм интерпретировал события, признавая только часть вины, как и большинство немецких преступников. Он писал, что Адольф Гитлер, пришедший к власти в 1930-х, должен считаться единственным человеком, ответственным за печальную участь страны.

Причиной смерти Кейтеля стала казнь через повешение по приговору трибунала, приведенному в исполнение в 1946 году. По сведениям очевидцев, немец поднялся на эшафот без сторонней помощи и со словами, прославлявшими Германию, принял то, что было написано на роду.

Через день тела военных преступников, которым не было места в могилах, кремировали за счет государства в одном из немецких городов. Их прах развеяли над притоком Изара, пересекавшим территорию Мюнхена, а затем теряющегося в густых дебрях лиственных и хвойных лесов.


Edward Vebell «A few studies of the German defense counsel, Nuremberg War Crimes Trials, 1945»

Ed Vebell Portrait studies of defense lawyers created.jpg

Ссылка на источник

Источник: «United States Holocaust Memorial Museum Collection, Gift of Sheila C. Johnson».

Ink drawings of 5 defense lawyers in their judicial robes created by 24 year-old Edward Vebell, illustrator and US soldier, from the press gallery during the first months of the 1945 Trial of German Major War Criminals before the International Military Tribunal in Nuremberg, Germany. Ed sat in the gallery for three days and used field glasses to capture the details of the defendant's faces. He had no water, so he had to use spit to create the halftones that add detail and nuance.

Рисунок тушью - 5 адвокатов в их судебных мантиях, созданный 24-летним иллюстратором и американским солдатом Эдвардом Вебеллом. Э. Вебелл рисовал в галерее Прессы в течение первых месяцев судебного процесса 1945 года над главными немецкими военными преступниками перед Международным военным трибуналом в Нюрнберге, Германии. Эд просидел в галерее три дня и использовал полевой бинокль, чтобы запечатлеть детали лиц подсудимых. У него не было воды, поэтому ему пришлось использовать слюну, чтобы создать полутона, которые добавляют детали и тонкости изображению.

И сегодня 16 октября 2020 г. хотелось бы добавить в раздел Описание отрывок из статьи "Казнь в Нюрнберге: как умирали и спасались бонзы Третьего рейха" о казни нацистских преступников в ночь на 16 октября 1946 г.:"

"В ночь на 16 октября 1946 года в Германии состоялась казнь бывших руководителей Третьего рейха, осужденных на смерть Международным нюрнбергским трибуналом. На виселице, наскоро сколоченной в спортзале Нюрнбергской тюрьмы, оказались министр иностранных дел Иоахим фон Риббентроп; начальник Главного управления имперской безопасности СС Эрнст Кальтенбруннер; начальник Штаба оперативного руководства Верховного командования Вермахта генерал-полковник Альфред Йодль, рейхсминистр восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг; начальник штаба Верховного командования Вермахта Вильгельм Кейтель; генерал-губернатор оккупированной Польши Ганс Франк; рейхспротектор Богемии и Моравии Вильгельм Фрик; комиссар по рабочей силе Фриц Заукель; гауляйтер Франконии Юлиус Штрейхер; рейхскомиссар Нидерландов Артур Зейсс-Инкварт. Всего в списке осужденных на повешение было 12 имен, однако Мартина Бормана, которому удалось скрыться, приговорили заочно. Незадолго до казни покончил с собой Герман Геринг. Услышав приговор в зале суда, Геринг произнес сквозь зубы: «Рейхсмаршалов не вешают». За два дня до казни «наци номер два» подал прошение о замене позорного повешения на расстрел, но оно не было удовлетворено.

Оставшихся 10 приговоренных разбудили в полночь, после чего начальник тюрьмы, полковник Эндрюс, в присутствии священника зачитал приговор каждому, и казнь началась. Тюрьма находилась в оккупационной зоне США, поэтому палачей выбрали из числа американских военных. Ими стали профессиональный палач Джон Вудс и доброволец Джозеф Малта. Виселицы соорудили три, но использовали две – пока одного вешали, второго снимали.

В сопровождении конвоя каждый поднимался на 13 ступенек эшафота с завязанными за спиной руками. Вудс набрасывал на голову осужденного мешок и свою знаменитую петлю с 13 узлами, священник читал молитву, и преступнику предлагалось сказать последнее слово. Первым был Риббентроп: «Всевышний, храни Германию! Пощади душу мою!». Подсудимые держались достойно. Правда, по словам бывшего личного охранника Романа Руденко (главного обвинителя от СССР) Иосифа Гофмана, – все, кроме Штрейхера, которого пришлось насильно тащить на эшафот. То ли палачи ошиблись, то ли сделали это специально, но длина веревок была неправильно рассчитана. Падая в загороженную со всех сторон камеру под эшафотом с петлей на шее, осужденные погибали не от перелома шейных позвонков, а от удушья. Кроме того, отверстие, в которое проваливались висельники, сделали слишком узким. Именно этим объясняются раны на лице Кейтеля, которые можно увидеть на посмертных фотографиях – падая, он сильно расшиб голову. Есть свидетельства, что Риббентроп умирал 10 минут, Йодль – 18, Кейтель – 24, а Штрейхера палачам вообще пришлось душить – слишком долго умирал.


Edward Vebell «British Courier for the Correspondents, Nuremberg War Crimes Trials, 1945»

Screenshot_20201019-102122_Chrome.jpg

Ссылка на источник

Источник: «United States Holocaust Memorial Museum Collection, Gift of Sheila C. Johnson».

Ink drawing of a British military courier created by 24 year-old Edward Vebell, illustrator and US soldier, from the press gallery during the first months of the 1945 Trial of German Major War Criminals before the International Military Tribunal in Nuremberg, Germany.

Portrait study in black ink on offwhite paper depicting a full length profile of a man wearing a military battle dress uniform with belt, epaulets, 2 chest flap pockets, and a bar patch lettered "Scots Guard" near his shoulder and a shield patch below. The visor of his peak dress cap extends over his eyebrow. He stares straight ahead, arms straight at his side, and has a sharp nose and jawline, large ears, and a moustache. He is portrayed to the knees and appears to be mid-step. There is an inscription with the artist's name and date in black ink and English cursive in the lower right of the image.

The drawing was donated to the United States Holocaust Memorial Museum in 2003 by Sheila C. Johnson.


Edward Vebell «Field Marshal Goering, Nuremberg War Crimes Trials, 1945»

Screenshot_20201020-121251_Chrome.jpg

Ссылка на источник

Источник: «United States Holocaust Memorial Museum Collection, Gift of Sheila C. Johnson».

Black ink portrait drawing on offwhite paper depicting a man, Herman Goering, in left profile, seated in the corner of a booth. He looks straight ahead and appears lost in thought, with folds and wrinkles in his cheeks and forehead. He wears headphones over his slicked back hair and a buttoned, double breasted, collared jacket. His right elbow is raised and rests upon the top edge of the box; his left elbow is bent and he hold papers in his hand. There are papers on a flat surface in front of him. The artist's name, the date, and an inscription are in the lower right.

In August 1945, Goering was brought to Nuremberg, Germany, to be tried in the International Military Tribunal (IMT). The IMT was convened by eighteen Allied Nations and conducted by the four major powers, the United States, Great Britain, France, and the Soviet Union. The first trial, the Major German War Criminals Trial began on November 20. Goering was the highest ranking Nazi official tried at Nuremberg. The 22 defendants were charged with crimes against peace, war crimes, crimes against humanity, and conspiracy to commit these crimes, as evidenced by the Holocaust. The verdicts were delivered on October 1, 1946. Twelve defendants, including Goering, were sentenced to death by hanging. The court's judgment on Goering read in part: "There is nothing in mitigation. For Goering was often, indeed almost always, the moving force, second only to his leader. ... He was the leading war aggressor... he was the director of the slave program and the creator of the oppressive program against the Jews and other races. ... His guilt is unique in its enormity. The record discloses no excuses for this man." On October 15, the night before his scheduled execution, Goering committed suicide by cyanide in his prison cell.


Edward Vebell «Hess + Keitel, Nuremberg War Trials, 1945»

Screenshot_20201021-121936_Chrome.jpg

Ссылка на источник

Источник: «United States Holocaust Memorial Museum Collection, Gift of Sheila C. Johnson».

Two portrait studies in black ink on paper. In the upper right is an image of a seated man wearing a suit, tie, and striped shirt. He has a lined brow, bushy eyebrows, sunken cheeks, and a drawn face, with a small moustache and wavy, dark hair. There is an inscription to the left, and "Hess" inscribed below. In the lower left is an image of a seated man wearing a German military uniform with a dark collar, epaulets, and 2 flap pockets. He wears headphones over short, neatly parted hair, a moustache, and a fierce, intense gaze. There is an inscription to the right and "Keitel" inscribed below.

Rudolf Hess was born as Walter Richard Rudolf Hess on April 26, 1894, in Alexandria, Egypt. His father was a merchant. Hess served in the German Army in World War I (1914-1918) He then studied at the University of Munich, where he became an advocate of extremist German nationalism. Hess joined the Nazi (National Socialist) Party in 1920. He quickly became a close friend and confidant of Adolf Hitler. He participated in the 1923 Munich Beer Hall Putsch where the Nazis attempted to overthrow the Weimar government. He fled to Austria but returned to join Hitler in Landsberg Prison, where he recorded and helped draft Mein Kampf. Hess became Hitler's personal secretary and worked to centralize the Nazi Party structure. On January 1, 1933, Hitler was appointed Chancellor of Germany. In April, Hess was made deputy fuhrer of the Party and, in December, he became a cabinet member. In 1939, Hitler made Hess second to Goering in the line of succession. On May 10, 1941, Hess secretly flew to Scotland with the intent of making peace between Germany and Great Britain. He was arrested and jailed by the British as a prisoner of war. Hitler accused him of suffering from pacifist delusions. On May 7, 1945, the war ended with Germany's surrender. The United Nations soon convened an International Military Tribunal (IMT) to prosecute those responsible for violence to the civilian population, evidenced by the Holocaust. The IMT was convened by eighteen Allied Nations and conducted by the four major powers, the United States, Great Britain, France, and the Soviet Union. Hess was one of 22 defendants charged with crimes against peace, war crimes, crimes against humanity, and conspiracy to commit these crimes, for the first trial, the Major German War Criminals Trial. It began in Nuremberg on November 20, 1945. Hess feigned amnesia and did not take the stand. The verdicts were delivered on October 1, 1946. Twelve defendants were sentenced to death. Hess was sentenced to life imprisonment and confined in Spandau prison in Berlin. From 1966 on, he was the only inmate. Hess, 93, committed suicide on August 17, 1987, in Spandau.

Немного фактов о Р. Гессе: "Гесс принимал активное участие в германской агрессии против Австрии, Чехословакии и Польши. Он поддерживал связь с запрещенной в Австрии нацистской партией в течение всего периода между убийством канцлера Дольфуса и аншлюсом и передавал ей инструкции… В беседе после своего прибытия в Англию Гесс безоговорочно одобрил все агрессивные действия Германии и пытался оправдать их. Он обвинял Англию и Францию в том, что это они начали войну.

У нас есть свидетельства того, что партийная канцелярия под руководством Гесса рассылала приказы, связанные с совершением военных преступлений, о которых Гесс мог знать, пусть и не принимая в них никакого участия. По его инициативе были приняты законы (нюрнбергские. – Ред.) о дискриминации евреев. Он подписывал указы, заставлявшие определенные группы польского населения принимать германское гражданство. Однако трибунал не располагает достаточными доказательствами, которые позволили бы признать Гесса виновным в этих преступлениях.

Трибуналу было доложено, после полного медицинского обследования, что психическое состояние подзащитного позволяет подвергнуть его судебной процедуре и не откладывать слушание по его делу. То, что поведение Гесса нельзя назвать нормальным, то, что он страдает от потери памяти, и то, что его психическое состояние во время суда ухудшилось, может быть, и правда, но ничто не доказывает, что он не понимает выдвинутых против него обвинений или не может защищать себя. Нельзя сказать, чтобы он был душевнобольным в ту пору, когда им были совершены действия, в которых он теперь обвиняется.

Трибунал признал Гесса невиновным по пунктам три и четыре. Он виновен по пунктам один и два. Таким образом, Гесса признали невиновным в преступлениях против человечества и военных преступлениях и виновным в развязывании захватнических войн и преступлениях против мира. Судья Лоуренс объявил приговор Гессу: – Подзащитный Рудольф Гесс, на основании пунктов, по которым вы были признаны виновным, трибунал приговаривает вас к пожизненному заключению. Однако все впечатление от приговора было испорчено Гессом, который, отказавшись от использования наушников во время суда, пустым взглядом глядел на собравшихся в зале, не понимая, что ему выносят приговор.

Советский член трибунала генерал-майор юстиции Никитченко не во всем был согласен со своими коллегами-судьями. Он считал, что трое обвиняемых должны были получить более суровый приговор. Гесса, по его мнению, следовало приговорить к смерти, а не к пожизненному заключению. 10 октября 1946 года Контрольная комиссия союзников по Германии отвергла все апелляции осужденных военных преступников, отказав им в помиловании, и объявила, что смертные приговоры будут приведены в исполнение через повешение в Нюрнбергской тюрьме 16 октября 1946 года. Казнь должна была состояться в присутствии представителей всех четырех держав, восьми корреспондентов и официальных фотографов.

15 октября в Берлине было объявлено, что Рудольф Гесс и шесть других военных преступников, приговоренных к тюремному заключению, будут отбывать наказание в тюрьме Шпандау, расположенной в британском секторе Берлина. По иронии судьбы, Шпандау, рассчитанная на шестьсот узников, с 1933 года до конца войны использовалась нацистами в качестве сборного пункта для политических заключенных перед их отправкой в концлагеря".


Laura Knight «The Nuremberg Trial, 1946»

Screenshot_20201022-102619_Chrome.jpg

Ссылка на источник

Источник: «Imperial War Museum (IWM)».

© IWM Art.IWM ART LD 5798

Artist Laura Knight gained special access to the broadcasting box just above the defendants, where she was able to make charcoal studies of the main protagonists amongst the lawyers and the accused. Knight was deeply disturbed by what she heard during the trial, and the painting shows a landscape of desolation floating above the courtroom like a shared nightmare.

Knight was appointed a 'war correspondent' for this commission and made a special BBC broadcast from Nuremberg. She gained special access to the broadcasting box just above the prisoners where she was able to make charcoal studies of the main protagonists amongst the lawyers and the accused. Her painting reproduces faithfully the courtroom scene and is, in effect, a group portrait of the prisoners who are shown wearing the cumbersome headphones necessary to hear a translation of the proceedings. Knight was deeply disturbed by what she heard during the trial and the painting shows a landscape of desolation floating above the courtroom like a shared nightmare. We are invited to contemplate the dreadful consequences of totalitarian power. The international tribunal at Nuremberg tried twenty-one leading Germans, headed by Hermann Goering. Eleven of the accused were sentenced to death, three to life imprisonment and a further four were given lesser prison terms.

On the right two benches of the accused leaders stretch away from the foreground to the centre of the painting. Behind the defendants stands a line of white-helmeted military police who guard the benches and separate them from the court beyond. On the left, in front of the defendants, sit two rows of lawyers, largely in black robes. The lawyers and the defendants study sheaves of paper. In the background the painting metamorphoses into a depiction of rubble and damaged buildings, leading back towards a burning horizon. It is an oil paint on canvas. It sits in a painted wooden frame. It is unglazed. There is a cardboard backboard.


Система Orphus