ООН обсудила вопросы управления рыболовством в открытом море
Главная/ Новости/
ООН обсудила вопросы упра...

ООН обсудила вопросы управления рыболовством в открытом море

С 28 марта по 8 апреля 2016 г. состоялась сессия Подготовительного комитета по разработке юридически обязательного документа о сохранении и устойчивом использовании морского биоразнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции Генеральной Ассамблеи ООН (Подготовительный комитет). На сессии Подготовительного комитета присутствовали делегации более 100 государств, 20 межправительственных и неправительственных организаций под председательством Эдема Чарлза (Тринидад и Тобаго).

В работе сессии в составе Российской делегации принял участие заведующий кафедрой международного права МГЮА профессор К.А. Бекяшев.

Основным вопросом повестки сессии была выработка предметных рекомендаций относительно элементов проекта текста международного юридически обязательного документа на базе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В рамках обозначенных проблем представители государств выступили с общими заявлениями, в которых определили свою позицию по общим и конкретным вопросам проекта юридически обязательного документа по сохранению и устойчивому использованию морского биоразнообразия в районах за пределами зон национальной юрисдикции.

Заместитель Постоянного представителя России Е.Т. Загайнов отметил, что делегация Российской Федерации всегда с осторожностью относилась к идее создания соглашения, регулирующего вопросы управления и сохранения биоразнообразия за пределами национальной юрисдикции. С точки зрения российской делегации данная тема является чрезвычайно сложной и требует весьма серьезной подготовительной работы в целях определения предмета и сферы охвата будущего юридически обязательного инструмента. Что касается возможного соглашения, то Российская Федерация против включения в него положений, касающихся рыболовства, поскольку мы исходим из того, что рыболовство в достаточной мере регулируется уже имеющимся имплементационным соглашением 1995 г. о трансграничных рыбных запасах и запасах далеко мигрирующих рыб и управлении ими.

Кроме того, возможные недоработки каких-либо Международных региональных организаций по управлению рыболовством (РФМО) в плане сохранения запасов связаны не с отсутствием соответствующих международно-правовых норм, а с недостаточно четким выполнением уже существующих правил и своих обязательств по региональным соглашениям государствами, осуществляющими рыболовство в соответствующих районах.

В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/292 зафиксировано, что ни Подготовительный комитет, ни в дальнейшем дипломатическая конференция не должны подрывать существующие международные договоры, а также работу глобальных, региональных и секторальных органов, к таким, по мнению Российской Федерации, относятся и РФМО.

Российская делегация отметила, что Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. достаточно четко ограничивает использование концепции общего наследия человечества в отношении минеральных ресурсов морского дна в Районе за пределами континентального шельфа. Статья 133 данной Конвенции определяет режим эксплуатации ресурсов Района, включая полиметаллические конкреции. В этой связи Российская Федерация не считает возможным распространять концепцию общего наследия человечества на живые или генетические ресурсы района за пределами зон национальной юрисдикции.

В своем выступлении делегат от США умолчал вопрос о том, будет ли концепция общего наследия человечества в будущем документе охватывать живые ресурсы открытого моря. Основное внимание в его выступлении было уделено морским охраняемым районам (МОР) в зонах за пределами национальной юрисдикции. МОР должны быть основаны на наилучших научных данных, иметь четкие географические границы, предусматривать имплементацию норм, их сочетание и контроль. Все это должно соответствовать обычному международному праву, как это указано в Конвенции 1982 г.

По вопросу об охвате новым юридически обязательным документом живых морских ресурсов открытого моря наиболее активно выступали развивающиеся страны.

Так «Группа 77» + Китай заявили о необходимости объявления живых морских ресурсов общим наследием человечества и создания институционального механизма для распределения доходов от их эксплуатации. Эту точку зрения поддержали все африканские страны, а также государства-члены «КАРИКОМ» и Форума тихоокеанских островов. Активное противодействие попыткам развивающихся стран и ЕС оказывали делегации Российской Федерации, Исландии и Японии. Определенные сомнения по поводу общего наследия человечества высказывали делегации Канады, Австралии, Республики Корея.

Для обсуждения на данной сессии конкретных проблем на пленарном заседании было решено создать ряд неформальных рабочих групп открытого состава.

В частности, на одной из групп были обсуждены основные принципы и подходы к структуре будущего документа. По мнению ЕС, в новом документе должны быть закреплены следующие принципы: защита и сохранение морской окружающей среды; сотрудничество и координация; предосторожный и экосистемный подходы; загрязнитель платит; устойчивое и равноправное использование; транспарентное и открытое принятие решений. «Группа 77» + Китай к этим принципам предложили добавить принцип общего наследия человечества. По их мнению, Конвенция 1982 г. не может спасти ресурсы от уничтожения.

На сессии наиболее активно обсуждался вопрос о морских генетических ресурсах. Подавляющее большинство государств считает, что морские генетические ресурсы подпадают под понятие «ресурсы морского дна», определенные в статье 133 Конвенции 1982 г. Делегация Вьетнама посчитала, что ресурсы морского дна и толщи воды должны рассматриваться как единое целое и на них следует распространить концепцию общего наследия человечества.

Делегация Коста-Рики заявила, что к настоящему времени 31 государство занимается добычей морских генетических ресурсов.

В ходе тяжелейших дискуссий делегациям не удалось согласовать понятие и правовой статус морских генетических ресурсов. Эти составляющие будут предметом рассмотрения на следующей сессии Подготовительного комитета.

На первой сессии делегаты подробно обсудили вопрос о международном механизме управления морскими генетическими ресурсами. Одна группа развивающихся стран + Китай предложили создать новый институциональный механизм для распределения общего наследия человечества. Другая группа развивающихся стран выступила за наделение такими правами Международного органа по морскому дну. Российская делегация выступила против обоих предложений.

Наиболее длительную дискуссию вызвала проблема учреждения морских охраняемых районов (МОР) в районах за пределами зон национальной юрисдикции. Большинство развивающихся стран + Китай предложили объявить все пространство открытого моря за пределами континентального шельфа одним МОР. Делегации Российской Федерации и Исландии выступили против данного предложения и заявили о том, что нет необходимости в установлении такого всеобъемлющего МОР. Объявление отдельных участков МОР допустимо, но следует в разрабатываемом документе закрепить критерии МОР (районы, границы, сроки и т.д.).

По инициативе развивающихся стран делегации подробно рассмотрели вопросы передачи морской технологии и оказания помощи.

Развивающиеся страны настаивают на передаче им технологии по добыче и обработке генетических ресурсов и применить к этой процедуре положения части XIV Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

По мнению «Группы 77» + Китая помощь развитых стран могла бы состоять из материальной и нематериальной форм. Делегация Российской Федерации по этому вопросу свое мнение не высказывала. Неформальная рабочая группа решила на следующей сессии подробно рассмотреть существующие методики передачи технологии, одобренные МОК, ЮНЕСКО и ФАО.

Таким образом, первая сессия Подготовительного комитета ООН по разработке юридически обязательного документа о сохранении и устойчивом использовании морских биоресурсов за пределами районов национальной юрисдикции рассмотрела ключевые вопросы международно-правового режима эксплуатации живых морских ресурсов:

– к каким ресурсам возможно отнести морские генетические ресурсы за пределами континентального шельфа;

– могут ли живые морские ресурсы открытого моря являться общим наследием человечества;

– универсальный механизм доступа к живым морским ресурсам открытого моря;

– учет интересов развивающихся стран;

– целесообразность установления МОР в открытом море.

Первая сессия Подготовительного комитета проходила по сценарию III Конференции ООН по морскому праву 1974-1982 гг., которая значительно ущемила права развитых стран в области рыболовства.

Следующая сессия Подготовительного комитета состоится с 29 августа по 12 сентября 2016 г. в г. Нью-Йорке (США).

Читайте также