В рамках проекта практикумов под руководством депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 2 марта 2017 года состоялся мастер-класс Андрея Исаева «Законотворческая деятельность Государственной Думы».
В мероприятии приняли участие профессор кафедры теории государства и права Инна Барзилова, заведующий кафедрой международного права Камиль Бекяшев, а также студенты и аспиранты Университета.
Проректор по научной работе Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Владимир Синюков подчеркнул важность общения студентов, аспирантов и преподавателей с депутатами – лидерами общественного мнения.
О законотворчестве в России
Андрей Исаев начал мастер-класс, обратившись к аудитории с вопросом: «Кто принимает законы в Российской Федерации?», тем самым обозначая ту роль Государственной Думы в принятии российских законов, которую нельзя переоценить. Андреем Константиновичем был обозначен круг важных вопросов: причины, по которым происходили изменения избирательной системы, право законодательной инициативы, стадии принятия законов. Работа в Государственной Думе, в том числе, осуществляется в рамках фракций и комитетов.
Комитеты Государственной Думы имеют право рассмотреть законопроект и выразить свое экспертное мнение. Однако, оно не является обязательным при голосовании. Законотворческая свобода нижней палаты российского парламента ограничена: законопроекты, которые требуют расходов федерального бюджета РФ, должны быть предварительно одобрены Правительством РФ.
Тонкости принятия закона
Интересным в общении с Андреем Исаевым была его оценка законотворческого процесса. Что может быть любопытнее взгляда на этот вопрос непосредственного участника?
Если в первом чтении законопроект был принят, его отправляют на доработку в комитет. На данной стадии при внесении поправок нельзя поменять концепцию законопроекта, за которую уже проголосовали депутаты. Тем не менее, его содержание может измениться до неузнаваемости в связи с множеством различных факторов. Самым важным является второе чтение. Иногда законопроект приходит на рассмотрение через пару дней, иногда через годы, а изредка вовсе не рассматривается во втором чтении. Комитет направляет поправки на рассмотрение Государственной Думы, которая соглашается с ними или нет. Некоторые поправки могут быть вынесены на отдельное голосование. Далее комитет проводит экспертизу, после чего законопроект проходит третье чтение.
После принятия законопроекта в третьем чтении он становится законом и направляется в Совет Федерации. Последний может либо согласиться, либо не согласиться с ним. В первом случае закон передается на подпись Президенту. Во втором создается согласительная комиссия для разрешения разногласий (если только Государственная Дума тремястами голосами не преодолеет вето).