Конференция в МГЮА: Будущее за совмещением онлайн и академического образования
Главная/ Новости/
Конференция в МГЮА: Будущ...

Конференция в МГЮА: Будущее за совмещением онлайн и академического образования

8Z5A2265.jpg

В Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) продолжила работу международная научно-образовательная конференция «Современные тренды правового регулирования сферы высшего образования: региональные, федеральные и глобальные вопросы развития».

Организатором конференции выступило Министерство науки и высшего образования РФ. В рамках круглых столов представители ведущих образовательных учреждений обсудили вопросы, связанные с глубокими изменениями, которые переживает высшая школа в условиях научно-технического прогресса, существенных социальных изменений и вызовов, с которыми столкнулось высшее образование в условиях пандемии.

Алексей Минбалеев, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), открывая круглый стол «Высшее образование в условиях развития цифровых технологий: российский и зарубежный опыт» обратил внимание слушателей на большое влияние цифровизации на развитие экономики, права и образования.

«Мы давно наблюдаем, что система образования по большому счету давно была нацелена на необходимость внедрения информационных технологий,» - отметил заведующий кафедрой.

Спикер выразил уверенность, что к развитию цифровизации подтолкнула и пандемия, которая выступила мощным толчком для трансформации образования.

«Есть очень много проблем – начиная от того, что многие участники образовательных отношений оказались не готовы к такой трансформации, многие вузы оказались не готовы переходить на дистанционное образование по техническим причинам, очень серьезной проблемой является непонимание того, как организовывать образовательный процесс в дистанте, как использовать те или иные технологии. Время неумолимо бежит и развитие пандемии свидетельствует, что мы не должны останавливаться на достигнутом и развиваться дальше, и мы найдем пути решения этих проблем,» - заявил он.

2020-10-23_11-08-35.png

Говоря о влиянии пандемии на образовательный процесс, Александр Чертков, главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета (МГОУ) отметил, что в настоящий момент стали активно образовываться новые формы и способы организации образовательной деятельности, но в данном случае необходим баланс с учетом и российского, и зарубежного опыта. Так, по его мнению, летом стоило активно отслеживать ситуацию с образовательным процессом в странах Южного полушария (в силу их климатических условий, поскольку для них это климатическая зима).

«Из-за климатических условий в Чили и Аргентине на 4 недели вводились каникулы. Нам можно было бы спрогнозировать такую ситуацию, поскольку мы столкнулись с этим в сентябре-октябре,» - подчеркнул докладчик.

Также Александр Чертков обратил внимание и на то, что дистанционное обучение стало частью образовательного процесса общего образования и высшей школы, но оно не может полностью его поглотить, что становится очевидным.

«Нужны новые приемы и подходы для онлайн-формата. Тут приходится действовать динамично и гибко: все процессы нельзя перевести в онлайн, за исключением практических занятий. Пандемия – мощный катализатор изменений в образовательном процессе,» - заявил он.

Отдельного внимания заслуживает и то, что при переходе на дистанционный формат часть студентов не смогли получить необходимый объем знаний в связи с техническими или финансовыми сложностями – это обуславливается нехваткой электроники и гаджетов.

«Задача высшей школы и науки – не допустить преференций в образовательном процессе для более обеспеченных слоев, образование должно стать всеобщим», - акцентировал внимание Александр Чертков.

Также докладчик остановился на аспектах академической мобильности и проведения научных мероприятий. По его мнению, проведение конференций, круглых столов и мастер-классов в смешанном формате позволяет увеличить охват участников, привлечь иностранных специалистов и ученых из других городов.

О поиске новых методов передачи знаний в условиях развития цифровых технологий рассказала профессор кафедры управления и экономики Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Лела Чхутиашвили. По ее мнению, повышение уровня образования – стандарт определяющего фактора в развитии и росте благосостояния, а также определения России как ведущего государства в мире.

Система высшего образования должна быть современной и ориентироваться на конкретных людей. Необходимо создание единого цифрового пространства с учетом индивидуализации спроса, открытости образования, готовности к сетевому образованию, уверена эксперт.

«Онлайн-обучение станет экономически выгодным для всех стран, а также станет мощным образовательным кластером, который самостоятельно будет определять, какие прогрессивные курсы стоит готовить, как разрабатывать стандарты и как не остаться на обочине образовательного процесса», - убеждена Лела Чхутиашвили.

Заместитель директора Центра технологий образовательного права Национального исследовательского Томского государственного университета Валентина Мельникова остановилась на правовых аспектах цифровой трансформации вузов.

В первую очередь, заявила она, необходимо пересмотреть локальные нормативные акты вузов, что актуально и в рамках обеспечения перехода к цифровой модели развития вуза, и для реализации всех возможностей, которые предоставляет современный цифровой мир.

2020-10-23_10-27-50.png

«Необходимо четкое разграничение понятий использования дистанционных образовательных технологий как средства, с помощью которого происходит образование. И вопрос в том, как эта технология влияет на содержание образовательных отношений», - подчеркнула Валентина Мельникова.

В качестве примера, подтверждающего необходимость пересмотра внутренних документов, заместитель директора рассказала о случаях требования снижения стоимости за образовательные услуги из-за введения дистанционного образования, несмотря на то, что переход на дистанционное обучение не подразумевает срывов в реализации образовательного процесса.

Также с докладами выступили доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования юридического факультета Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена Екатерина Евлампиева и преподаватель той же кафедры Эллина Морозова, а также начальник Учебно-методического управления Уральского государственного экономического университета Александра Морозова.

Участники обсудили вопросы, связанные с правовым образованием в высшей школе в условиях развития информационных технологий, реализацией образовательных программ с применением сетевой формы, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также принципами образовательной политики и их реализацией.

Читайте также