Расписание научных мероприятий III Московского юридического форума
Программа мероприятий
Информационное письмо

Торжественное открытие III Московского юридического форума

БЛАЖЕЕВ Виктор Владимирович

РЕКТОР МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА), СОПРЕДСЕДАТЕЛЬ АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ РОССИИ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИИ, ПРОФЕССОР

Приветственное слово

ТРЕТЬЯК Наталья Владимировна

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приветственное слово

История Форума началась в 2014 году, когда в рамках одной научной площадки были объединены две крупнейших международные конференции, традиционно проводимые Университетом имени О. Е. Кутафина — «Кутафинские чтения» и конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права» − а также ряд круглых столов и дискуссионных площадок.

Идея Форума — профессиональное общение корифеев юридической науки и практики и молодых ученых, тех, кто применяет право и тех, кто его преподает. По-прежнему, имя Олега Емельяновича Кутафина остается центром притяжения для обсуждения самых сложных и важных вопросов теории и практики, совершенствования российского законодательства и перспектив юридического образования. Высокий уровень представительства, сотрудничество в рамках форума с ведущими юридическими школами как России, так и других стран, органами государственной власти — Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством, Министерством иностранных дел, Федеральной антимонопольной службой, высшими судебными органами — Конституционным Судом, Судом по интеллектуальным правам, — залог актуальности проблем развития российской правовой системы, которые стали предметом обсуждения на Форуме.

Московский юридический форум позволил перейти к более широкому формату научной дискуссии: пленарное заседание открывает целую серию важных научных мероприятий — множество отраслевых конференций, «круглых столов», научно-практических семинаров презентаций и выставок новейшей юридической литературы. Организаторы Форума стремятся к содержательной интеграции студентов, аспирантов, молодых преподавателей в большую юридическую науку.


ИТОГИ
работы в рамках III Московского юридического форума
Научно-образовательной сессии

6-9 апреля 2016 года в Московском юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялся III Московский юридический форум, под эгидой которого впервые проходила Научно-образовательная сессия, посвященная 85-летию Университета.

Перечень мероприятий, прошедших в рамках Сессии, достаточно обширен. Это 3 научно-практические конференции, панельная дискуссия, 6 круглых столов, 5 мастер-классов, дискуссионная и экспертная площадки. Для участия в мероприятиях научно-образовательной сессии было заявлено 136 выступлений, еще не менее 70 человек изъявили желание принять участие в обсуждении вопросов, связанных с состоянием и перспективами развития отечественного юридического образования. Среди участников Сессии оказались 18 заведующих кафедрами, 11 деканов юридических факультетов и директоров институтов, 5 проректоров вузов от Владивостока до Калининграда. Научно-педагогический коллектив Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) представляли 121 человек, в том числе 5 человек  –это институты (филиалы) Университета (г. Вологда, г. Киров, г. Оренбург).

Дневник работы Научно-образовательной сессии


Дневник работы Научно-образовательной сессии

6 апреля 2016 г.

Работа Научно-образовательной сессии началась 6 апреля с открытия конференции «Юридическое образование в России: история и современность (к 85-летию университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА)».

На пленарном заседании конференции с приветственным словом к участникам и гостям обратились ректор Виктор Владимирович Блажеев, первый проректор Елена Юрьевна Грачева, проректор по учебной и воспитательной работе Лариса Анатольевна Петручак, открывшая работу Сессии. Председатель Московской городской Думы Алексей Валерьевич Шапошников, заместитель министра образования и науки Российской Федерации Екатерина Андреевна Толстикова, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Александр Юрьевич Бисеров, выступая с приветствием, говорили о значимости Форума, в рамках которого столь актуально звучат вопросы организации современного юридического образования.

С докладами на пленарном заседании выступили:

Заведующий кафедрой истории государства и права ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук, профессор Игорь Андреевич Исаев. Тема доклада: «От ВЮЗИ к Московскому юридическому университету имени О.Е. Кутафина (МГЮА): страницы истории».

Проректор по учебной и воспитательной  работе ФГБОУ ВО «Российский государственный университет  правосудия (РГУП)», Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Сергей Васильевич Никитин. Тема доклада: «Проблемы подготовки юридических кадров для судебной системы РФ».

Проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени  О.Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук Лариса Анатольевна Петручак. Тема доклада: «Современное юридическое образование: состояние и тенденции развития».

Заведующая кафедрой финансового и административного права ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет», доктор юридических наук, профессор Ирина Валерьевна Рукавишникова. Тема доклада: «Модернизация образовательных программ подготовки юристов с учетом потребностей работодателей».

Советник при ректорате ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», Председатель правления Ассоциации юридического образования России, член правления Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, доцент Алексей Александрович Свистунов. Тема доклада: «Профессионально-общественная аккредитация как способ повышения качества юридического образования».

После пленарного заседания конференция продолжила работу в рамках панельной дискуссии «УРОВНИ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ОТЛИЧИЯ».

Первый день работы Научно-образовательной сессии завершился обсуждением актуальных вопросов юридического образования на круглых столах по уровням образования - бакалавриату, магистратуре и аспирантуре.

По окончании мероприятий были подведены итоги, приняты резолюции.

Резолюция панельной дискуссии «Уровни высшего юридического образования: преемственность и отличия»


РЕЗОЛЮЦИЯ
панельной дискуссии
«Уровни высшего юридического образования:
преемственность и отличия»

г.Москва                                                                          6 апреля 2016 года

Мероприятие прошло в форме открытого обсуждения между приглашенными экспертами и участниками Форума актуальных и дискуссионных вопросов многоуровневой системы высшего юридического образования. В панельной дискуссии приняли участие эксперты, обладающие значительным профессиональным опытом по управлению и развитию сферы российского юридического образования и науки – представители ведущих образовательных организаций, реализующих образовательные программы по юриспруденции. Участникам в зале была предоставлена возможность задать вопросы экспертам и высказать свою позицию в рамках обсуждаемой тематики.

По итогам дискуссии участники пришли к следующему:

1. Переход на уровневую систему высшего юридического образования академическим сообществом полностью не осмыслен и требует дальнейших совместных усилий в целях совершенствования качества подготовки выпускников. Это обусловлено в том числе тем, что первый выпуск юристов-бакалавров во многих образовательных организациях произошел только в 2015 году, а первый выпуск магистров – годом ранее. При переходе от специалитета на выпуск бакалавров не произошло четкого деления на два уровня подготовки юристов в связи с сохранением специальностей в рамках УГСН Юриспруденция, образовательные стандарты по которым во многом дублируют профессиональные компетенции бакалавриата и почти полностью сохраняют набор дисциплин, преподаваемых «юристу-бакалавру». В связи с этим возник вопрос о необходимости сохранения специалитета в рамках УГСН Юриспруденция и возможностью трансформации обучения по юридическим специальностям в двухуровневое образование «бакалавриат-магистратура» с отражением в магистратуре специфики ныне существующих специальностей. Данный вопрос остается дискуссионным.

2.  Профили в рамках юридического бакалавриата являются допустимыми, но требуется их четкая проработка в целях исключения дублирования с профилями в магистратуре. Юридический бакалавриат может быть ориентирован на практическую деятельность юриста с формированием у него основ научно-исследовательской деятельности в рамках первого уровня образования без выделения ее в отдельный вид деятельности, на которую ориентирована магистратура. В свою очередь, деление на профили является необходимым и целесообразным в магистратуре. При этом такое деление должно определяться возможностями образовательных организаций.

3. Для обеспечения качественного входного контроля в юридическую магистратуру в целях исключения частичного дублирования информации общетеоретического характера, уже известной поступившим юристам-бакалаврам, и малознакомой студентам, не имеющим юридического образования, предложено организовывать для последних специальные курсы перед их поступлением в магистратуру, на которых лица, не имеющие юридического образования, смогут восполнить свои знания в области права. Однако, обучение на таких курсах не должно давать бонусов или предоставлять льготы при поступлении в магистратуру.

4. Предусмотренное проектом ФГОС 3+ исключение установленного действующим образовательным стандартом по бакалавриату перечня профессиональных дисциплин является крайне нежелательным.

5.  У работодателей еще не сложилось представление о том, на какие должности и виды работ принимать соответственно выпускников юридического бакалавриата, магистратуры и специалитета. Работодатели нередко не могут соотнести профессиональные компетенции выпускников разных уровней юридического образования с предъявляемыми к ним квалификационными требованиями. Исключением являются органы судебной системы, для которых федеральным законом и подзаконными актами централизованно установлены требования к уровню образования соискателей.

6. Вопрос о грифовании учебной литературы является дискуссионным, однако процедура рецензирования, экспертизы учебных изданий должна осуществляться при обязательном активном участии представителей академического сообщества в лице образовательных ассоциаций и ассоциаций в области отдельных направлений юридической деятельности. Участники дискуссии поддержали идею создания грифа Ассоциации юридического образования, в рамках которой в настоящее время формируется рабочая группа по разработке документов, регламентирующих процедуру грифования учебных изданий в АЮРО.

Участники и гости панельной дискуссии считают, что состоявшееся обсуждение, его результаты станут еще одним шагом в деле развития отечественного правового образования.

РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАКАЛАВРИАТА КАК УРОВНЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
«ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАКАЛАВРИАТА КАК УРОВНЯ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
г.Москва                                                                          6 апреля 2016 года

Обсудив актуальные проблемы реализации образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция», и задачи, которые поставлены перед юридическими вузами в соответствии с федеральными образовательными стандартами по обеспечению качества подготовки юристов-бакалавров, участники круглого стола «Перспективы развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования» отмечают широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих, учебно-методических  вопросов в области организации и содержания подготовки юристов-бакалавров, которые требуют дальнейшей проработки. 

Отмечая высокий уровень состоявшегося обсуждения, учитывая   информацию, обозначенную   в  докладах   и  презентациях, участники  круглого стола согласовали  общую  научную  и  практико-ориентированную  позицию  в  понимании  дальнейшего развития бакалавриата как уровня высшего юридического образования и подчеркивают необходимость внесения предложений по наиболее эффективной реализации основных положений дискуссии по следующим направлениям:

В части совершенствования ФГОС и образовательных программ:

  • Сохранить  перечень профессиональных дисциплин в проекте ФГОС по бакалавриату.

  • Продолжить работу по актуализации содержания программ бакалавриата по направлению подготовки «Юриспруденция».

  • Продолжить работу по модернизации  реализуемых образовательных программ по профилям подготовки, а также созданию совместных образовательных проектов между российскими и зарубежными вузами-партнерами.

  • Провести дополнительный анализ востребованности выпускников юристов-бакалавров с целью выработки предложений по совершенствованию содержания образовательных программ разных уровней высшего образования.

  • Нивелировать высокую схожесть формируемых компетенций, обусловленных во многом идентичностью задач и видов деятельности специалистов в рамках  УГСН «Юриспруденция».

  • Уделить внимание изучению природы компетентностного подхода в бакалавриате и проверке формирования отдельных компетенций у бакалавров по итогам текущей аттестации.

В части  совершенствования организации образовательного процесса и системы подготовки юристов-бакалавров:

  • Совместно с юридической общественностью и Министерством образования и науки Российской Федерации инициировать разработку Концепции дальнейшего развития академического бакалавриата в сфере юриспруденции для вузов России.

  • Предусмотреть возможность развития профильного бакалавриата для отдельных образовательных учреждений Российской Федерации.

  • Наделить профессиональное юридическое сообщество в лице Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» правом грифования учебной юридической литературы.

  • Развивать взаимодействие образовательных организаций высшего образования и школ в рамках правового просвещения.

В части развития методики и практико-ориентированного подхода в обучении юристов-бакалавров:

Сформировать подходы инновационных методик практико-ориентированного обучения в бакалавриате. Практико-ориентированное образование рассматривается как система, ориентированная на формирование профессиональных и общекультурных компетенций. При таком подходе значимым становятся не только отдельные виды работ (практика), применяемые технологии обучения, но и система профессиональной подготовки будущих юристов в целом.

Активизировать пути взаимодействия вузов с потенциальными работодателями путем их вовлечения в учебный процесс при подготовке отдельных курсов по бакалавриату, формировании компетенций бакалавра, тем самым реализуя социальный заказ.

Вузам инициировать участие бакалавров в социальных проектах по запросам работодателей.

Организовать проведение текущей аттестации бакалавров в форме решения казусов. 

Провести анализ возможности совершенствования подготовки бакалавров в направлении усиления практической направленности на основе организации сетевого взаимодействия образовательных  организаций,  реализующих  программы  высшего  образования.

В части организации дальнейшей совместной работы юридических вузов по совершенствованию юридического образования в рамках ежегодной Научно-образовательной сессии:

Изменить форму проведения дискуссии по вопросам бакалавриата и вывести ее в формат самостоятельного дня научно-образовательной сессии под возможным рабочим названием «Творческая лаборатория по бакалавриату как уровню высшего образования».

Привлечь к участию в дискуссии бакалавров выпускных курсов разных форм обучения в целях рассмотрения позиции студентов на процесс обучения в бакалавриате.

Обсудить возможность создания Координационного совета юридических вузов на базе Университета имени О.Е.Кутафина(МГЮА) с целью реализации согласованных действий по вопросам развития бакалавриата.

Заседание «круглого стола» единогласно было принято состоявшимся. Итоги обсуждения будут опубликованы в сборнике Научно-образовательной сессии «Юридическое образование в России: история и современность».

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МАГИСТРАТУРА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ»


КРУГЛЫЙ СТОЛ
«МАГИСТРАТУРА: СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ»
г.Москва                                                                          6 апреля 2016 года
Модератор круглого стола:   Варлен Мария Викторовна
Директор Института магистратуры ФГБОУ ВО «Московский  государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)», доктор юридических наук.

На круглом столе обсуждались вопросы:

1) Опыт реализации образовательных программ магистерской подготовки юристов в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет», ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», ФГОБУ ВО «Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», в Белорусском государственном университете, в ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г.Демидова», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»;

2) взаимосвязь бакалавриата и магистратуры;

3) роль работодателей в формировании образовательных программ вуза»;

4) возможности и проблемы сопоставимости российских и зарубежных магистерских программ двойных дипломов;

5) вопросы методики подготовки магистерских диссертаций по юриспруденции;

6) роль научно-исследовательского семинара в подготовке исследователя – магистранта;

7) об опыте практико-ориентированных заданий при подготовке экзаменационных материалов по образовательным программам магистратуры;

8) практика как этап самостоятельной работы магистранта;

9) история и методология юридической науки: к вопросу об особенностях содержания и преподавания учебного курса  в магистратуре.

На основании обсуждения участники круглого стола  рекомендуют участникам процесса реформирования системы высшего образования:

1) органам государственной власти и управления:

- способствовать достижению равновесия глобальных и местных правовых,  экономических, социальных и интересов сферы высшего образования, их отражению в нормативно-правовых документах федерального и регионального уровня;

- обеспечить координацию проектов высшего образования  с существующими национальными стратегиями и направлениями внутренней политики;

- создать условия для многостороннего сотрудничества и партнерства по вопросам высшего образования с участием учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, реального и финансового секторов экономики,  неправительственных организаций и профессиональных объединений;

- содействовать развитию и обеспечению доступности правовой и материальной базы, информации и учебных средств для высшего образования в интересах инновационного развития, его интеграции в национальные стандарты качества результатов обучения;

- совершенствовать механизмы мотивации получения высшего образования  и механизмы стимулирования разработки, внедрения и финансирования образовательных программ и проектов;

- обеспечить целенаправленную подготовку и переподготовку кадров для высшего образования, включение его элементов в систему повышения квалификации государственных служащих и лиц, принимающих управленческие решения, во всех секторах общества;

2) высшим учебным заведениям России:

- развивать организационные формы и расширять спектр взаимодействия научно-образовательных структур, направленного на активизацию научных исследований в области  высшего образования  и обеспечение освоения профессорско-преподавательским составом  знаний, позволяющих применять  инновационные методы обучения;

- обеспечить равный доступ к качественному высшему образованию в области права, экономики, управления для всех категорий населения вне зависимости от места их проживания, уровня доходов, половых, религиозных и других различий (в том числе с использованием возможностей электронного обучения и мобильных устройств);

- укреплять сотрудничество в области  второго уровня высшего образования и обеспечить согласованность образовательных  магистерских программ в общероссийском, общеевропейском и глобальном масштабах при одновременном понимании и учете роли национальных культур и традиций в образовании различных наций и народностей;

-  совершенствовать методы интеграции исследовательских и образовательных процессов при подготовке кадров для инновационного развития экономики;

3) Ассоциации юристов России и другим профессиональным сообществам и неправительственным организациям:

- принять участие в выработке и совершенствовании государственных стандартов высшего образования;

- способствовать развитию высшего образования, принимать активное участие в  разработке и реализации магистерских образовательных программ; - активизировать работу в области развития системы целевой подготовки в магистратурах профильных вузов;

- активизировать участие в реализации практик и трудоустройстве магистрантов;

4) Университету имени О.Е.Кутафина (МГЮА):

- развивать и поддерживать регулярную организацию и проведение научно-образовательных сессий для повышения качества высшего образования в российских вузах;

- планировать большее количество обсуждений по актуальным вопросам магистерского образования не лишая возможности участия в дискуссионных площадках по вопросам высшего образования остальных уровней;

- создать дальнейшие условия для многостороннего сотрудничества  в целях повышения качества юридического образования  как базовому вузу юридического образования в России!


 

Круглый стол: «Современная аспирантура: традиции и перспективы»

6 апреля 2016 года в рамках III Московского юридического форума состоялась научно-образовательная сессия, в ходе которой прошла работа круглого стола: «Современная аспирантура: традиции и перспективы».

В работе круглого стола приняли участие: ректоры отдельных российских вузов, Первый проректор, проректоры по учебной и воспитательной и по научной работе Университета имени О.Е. Кутафина, проректоры других вузов, представители Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, представители аспирантур различных российских вузов, учебно-методических управлений, учебно-научных центров, видные российские ученые, заведующие кафедрами, профессора, доценты, докторанты и аспиранты Университета имени О.Е. Кутафина, филиалов и других российских вузов. Всего в работе круглого участвовало более 50 человек.

Предмет обсуждения: состояние современной аспирантуры в условиях действия норм ФГОС, трудности, перспективы развития. В ходе работы круглого стола было заслушано 9 докладов, в которых поднимались наиболее актуальные вопросы, связанные с реформированием аспирантуры: порядок государственной итоговой аттестации (доц. М.В. Мажорина), научные исследования (проф. И.М. Мацкевич, проф. В.Н. Синюков), соотносимость аспирантуры с профессиональными стандартами (доц. В.В. Маландин), проблемы экспертизы диссертаций в ВАК (проф. И.М. Мацкевич), концептуальная модель новой аспирантуры (проф. И.М. Мацкевич, проф. В.Н. Синюков, проф. Ю.Г. Торбин), содержание и современные требования к научно-квалификационным работам (проф. В.В. Долинская, проф. О.Ю. Рыбаков, доц. С.С. Зенин), модель современного аспиранта (А.С. Стукалов). Все эти и другие вопросы обсуждались с учетом российского и зарубежного опыта.

Итоги: сформулированы в качестве тезисов к Итоговой резолюции научно-образовательной сессии:

1. Реализация программ подготовки в аспирантуре осложнена отсутствием стройной системы нормативно-правового регулирования. Целый ряд нормативных документом не принят, имеющиеся акты бессистемны, дублируют друг друга, частично противоречат друг другу.

2. Основной целью обучения в аспирантуре должно быть проведение научных исследований, подготовка и защита кандидатской диссертации. Такая цель третьего уровня высшего образования идентифицирует аспирантуру, выявляя ее особенности в сравнении с обучением по программам бакалавриата и магистратуры.

3. Уровень диссертационных исследований должен повышаться за счет применения комплекса мероприятий: повышения требований к качеству, содержанию диссертации, научных статей; актуализации тем исследования с точки зрения экономики и практической значимости; значительного объема научных исследований как части освоения учебного плана работы аспиранта;

4. Реформирование аспирантуры и формирование компетенций в ходе освоения программ аспирантуры должно быть сопряжено с системой профессиональных стандартов.

7 апреля 2016 года Научно-образовательная сессия продолжила свою работу.

На этот день были запланированы и успешно прошли:

Круглый стол «Научное знание, законодательство и практика в учебном и процессе по конституционному и муниципальному праву: проблемы интеграции»

Круглый стол «Научное знание, законодательство и практика в учебном и процессе по конституционному и муниципальному праву: проблемы интеграции», который организовала и провела кафедра конституционного и муниципального права МГЮА .

Традиционно проблемы преподавания конституционного и муниципального права волнуют преподавателей, ученых-конституционалистов и практических работников, поскольку эти учебные дисциплины заключают в себе мировоззренческое отражение правовой культуры общества, господствующие в обществе и признаваемые на уровне государственно-правовой политики конституционные ценности, без учета которых невозможна подготовка высококлассных юристов.

В мероприятии приняли участие более 50 преподавателей и практических работников. Среди них – профессора и доценты, ректоры и проректоры, заведующие кафедрами из различных регионов России – Москва, Саратов, Екатеринбург, Пятигорск, Санкт-Петербург, Калининград, Владивосток, а также Республика Беларусь.

Открыли и вели работу круглого стола профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА С.В. Нарутто и заведующий кафедрой конституционного и муниципального права МГУ С.А. Авакьян.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородова, подчеркнув значение законодательства о науке и роль юристов в его совершенствовании.

Наибольший интерес вызвало выступление заведующего кафедрой конституционного и муниципального права МГУ С.А. Авакьяна о проблемах преподавания и организации научной работы в магистратуре. Не менее интересным был сопровождаемый презентацией доклад заведующей кафедрой конституционного и муниципального права МГЮА В.В. Комаровой о практико-ориентируемых элементах в юридическом образовании. Особое внимание она обратила на подготовку к различным видам практик бакалавров, специалистов и магистрантов.

Об опыте и проблемах преподавания конституционного права в Белорусском государственном университете рассказал заведующий кафедрой конституционного права БГУ Г.А. Василевич. Вопросы воспитания студентов в духе уважения конституционных ценностей поднимались в выступлении профессора С.Н. Бабурина. В выступлении заместителя заведующего кафедрой конституционного и муниципального права МГЮА Г.Д. Садовниковой акцент был сделан на традициях и новациях кафедры в применении интерактивных методов в преподавании дисциплин конституционно-правового цикла. О научно-исследовательской работе в Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского рассказала профессор, декан юридического факультета, депутат Саратовской областной Думы Г.Н. Комкова. Интерес участников круглого стола вызвало выступление профессора кафедры конституционного и муниципального права МГЮА Е.С. Шугриной о моделях практико-ориентированного преподавания муниципального права».

Выступления докладчиков вызвали много вопросов, комментариев. Участники круглого стола обменялись мнениями, а также обсудили прозвучавшие предложения по совершенствованию юридического образования, в том числе:

1) о необходимости подготовки разноуровневых учебников для бакалавров и магистрантов (базовый и продвинутый). При этом базовый учебник должным быть достаточным по содержанию теоретических вопросов, необходимых для освоения конституционного права;

2) о целесообразности расширения опыта проведения совместных научных и практических публичных мероприятий профессорско-преподавательского состава и практических работников, подготовки совместных сборников, практикумов и иных видов учебной и научной литературы;

3) о необходимости при направлении студентов на практику поручать им выявление наиболее проблемных и востребованных в практике органов власти тематик для научных исследований;

4) о необходимости ускорения разработки профессиональных стандартов юристов с учетом их разноуровневого образования, инициирования привлечения преподавателей вузов к этой работе.

ПРОГРАММА III МОСКОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ФОРУМА

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ И СИМПОЗИУМЫ

Международная научно-практическая конференция: «Административное судопроизводство в России: проблемы и перспективы» 
  • Научно-практическая конференция: «Проблемы алгоритмизации расследования преступлений на современном этапе» 
  • Международная научно-практическая конференция: «Экспертиза против коррупции» (отчет)
  • Научно-практическая конференция: «Юридическая наука и ее развитие учеными кафедры» (отчет)
  • Научно-практическая конференция:«Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в юридическом вузе»
  • Научно-практическая конференция: «Международно-правовые ориентиры содействия занятости, достойному труду и социальному обеспечению» (отчет)
  • Научно-практическая конференция: «Современные проблемы доказывания и принятия решения в уголовном процессе» (отчет)
  • Научно-методическая конференция: «Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов» (отчет)
  • • Научно-практическая конференция: «Основные тенденции развития финансового права» (отчет)
  • Научно-практическая конференция: «Современный взгляд на юридические клиники в системе юридического образования России»
  • Международная научно-практическая конференция «Банкротство: законодательная модель и правоприменительная практика» (отчет)
  • Международная научно-практическая конференция: «Информационное право: актуальные проблемы теории и практики» (отчет)
  • Научно-методическая конференция: «Юридическое образование в России: история и современность (к 85-летию Университета имени О.Е. Кутафина)»
    (скачать информационное письмо); 
  • Научно-практическая конференция: «Современный взгляд на юридические клиники в системе юридического образования России»
  • Научно-практическая конференция: «Будущее международного права» (отчет)
  • Международная научно-практическая конференция: «Современные проблемы стратегического планирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования» 
  • Симпозиум: «Предпринимательство и право. Немецкий язык бизнеса и корпоративного общения.» (Unternehmen und Recht. Deutsch als Fachsprache im Geschaeftsverkehr). Рабочие языки – немецкий и русский. (отчет)
  • X Международная научно-практическая конференция «Спортивное право: перспективы развития» (текст)
  • Научно-практическая конференция: «Законодательство и библиотеки в цифровую эпоху». (отчет)
  • Международная научно-практическая конференция: «Бизнес и право в эпоху перемен» 
  • Совместная научно-практическая конференция кафедры конкурентного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кафедры предпринимательского права МГУ имени М.В. Ломоносова и ФАС России «Актуальные проблемы конкурентного права».

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ И ДИСКУССИОННЫЕ ПЛОЩАДКИ

  • Актуальные проблемы на современном этапе развития адвокатуры (отчет)
  • Правомерное регулирование рынка банковских услуг в современных экономических условиях (отчет)
  • Проблемы истории права и их актуальность для современной науки
  • Проблемы правовой охраны интеллектуальных прав (отчет)
  • Конституционализация отраслей российского права: понятие, способы, пределы (отчет)
  • Научное знание, законодательство и практика в учебном и процессе по конституционному и муниципальному праву: проблемы интеграции (отчет)
  • Конституционно-правовое обеспечение энергетического суверенитета
  • Актуальные проблемы семейного права
  • Сравнительное правоведение: вызовы XXI века (изменения)
  • Борьба с преступностью в эпоху глобальных противоречий (отчет)
  • Философия права: философско-правовая мысль И. А. Ильина и современность
  • Трансграничные споры: современные проблемы и пути решения 
  • Правовое обеспечение баланса интересов поставщиков и покупателей энергетических ресурсов (Энергетическое право) (отчет)
  • Реформа гражданского права: проблемы теории, законодательства и судебной практики (отчет)

ЭКСПЕРТНЫЕ ПЛОЩАДКИ
  • Экспертная площадка по обсуждению проблем теории и практики судебно-экспертной деятельности 

МАСТЕР-КЛАССЫ, ВЫСТАВКИ, ПРЕЗЕНТАЦИИ
  • Интеграционное и Европейское право как инструмент укрепления позиции России в современном мире 
  • Преподавание дисциплин специализации по специальности «судебная экспертиза»
  • Мастер-класс «Преподавание юридического немецкого языка»


Онлайн-трансляция:

(готовится к публикации)

Полная запись онлайн-трансляции пленарного заседания III Московского юридического форума

ПЛИГИН Владимир Николаевич

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«VI Созыв Государственной Думы Российской Федерации: развитие российского законодательства»

МАРЧЕНКО Михаил Николаевич

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И ПОЛИТОЛОГИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

«Развитие российского права: теоретико-методологический аспект»

ЯРКОВ Владимир Владимирович

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

«Российское гражданское и административное судопроизводство: в поисках новой модели?»

ГРАЧЁВА Елена Юрьевна

ПЕРВЫЙ ПРОРЕКТОР, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ФИНАНСОВОГО ПРАВА УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА (МГЮА), ЗАСЛУЖЕННЫЙ ЮРИСТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

«Публичность и ее воздействие на развитие современного финансового права России»

ТИХОМИРОВ Юрий Александрович

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ЦЕНТРОМ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ИНСТИТУТА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

«Государство: сильное или слабое и его роль в развитии права»

НОВИЦКАЯ Татьяна Евгеньевна

ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МГУ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

«Проблемы преемственности и рецепции в российском законодательстве»

ВОЛЕВОДЗ Александр Григорьевич

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДЕКАНА ПО НАУКЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА МГИМО (У) МИД РОССИИ, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

«Развитие российского уголовного и уголовно-процессуального права в контексте международного сотрудничества: некоторые проблемы и возможные решения»

ПОПОВ Лев Леонидович

профессор кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

«Административный процесс: проблемы и решения»

ИСПОЛИНОВ Алексей Станиславович

ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА

«Прецедент в международном праве и российские правовые традиции»

МАЛЕИНА Марина Николаевна

ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

«Развитие понятия «человек» в российском праве»

КРЫЛОВ Константин Давыдович

ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ ТРУДОВОГО ПРАВА И ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА, ДОКТОР ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

«Новые правовые ориентиры расширения достойной занятости в целях содействия миру и предотвращения кризисных ситуаций»






По общим вопросам:

Начальник Отдела научных мероприятий и молодежной научной деятельности

Джиоев Николай Сосланович Тел. (499) 244-85-99
E-mail:NSDZHIOEV@msal.ru






По вопросам регистрации и участия:

Старший инспектор Отдела научных мероприятий и молодежной научной деятельности Управления организации научной деятельности

Озов Алан Асланбекович Тел. (499) 244-80-32
E-mail: aaozov@msal.ru






По вопросам оформления приглашений:

Старший инспектор Отдела научных мероприятий и молодежной научной деятельности Управления организации научной деятельности

Кутейников Дмитрий Леонидович
тел. 8 (499) 244-80-32.
E-mail: DLKUTEJNIKOV@msal.ru






По вопросам, связанным с программой:

Cпециалист по маркетингу Отдела научных мероприятий и молодежной научной деятельности

Шмилева Анастасия Александровна
тел. 8 (499) 244-87-81.
E-mail: aashmileva@msal.ru






По вопросам информационного партнерства и аккредитации СМИ:

Руководитель Центра по связям с общественностью и СМИ

Кузнецова Наталья Вадимовна
Тел. (499) 244-85-74
E-mail: nkuznetsova@msal.ru , pr@msal.ru











Партнеры III Московского юридического форума


www.izak.ru

Институт законодательства и сравнительного правоведения
при Правительстве Российской Федерации

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации – старейший центр российской правовой науки. Созданный почти 90 лет назад, он уверенно вступил в XXI век, подтверждая свой авторитет новыми научными достижениями, большим вкладом в совершенствование отечественного законодательства, сохраняя традиции своих научных школ.







www.alrf.ru

Ассоциация юристов России

Общероссийская общественная организация «Ассоциация юристов России» является основанным на членстве добровольным самоуправляемым общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей и является крупнейшим общественным объединением, объединяющим юристов практиков, ученых, государственных и общественных деятелей.

Деятельность Ассоциации юристов России, как общероссийского общественного объединения юридического сообщества, осуществляется на основе принципов равноправия своих членов, законности, гласности, добровольности и самоуправления и направлена на консолидацию юридической общественности в целях участия в созидании демократического общества и развитии институтов правового государства.


Издательство «Право и государство пресс»


Международная юридическая компания Корпус Права

Международная юридическая компания Корпус Права основана в 2003 году в России (Москве). На данный момент благодаря успешному опыту и высокому темпу развития, Корпус Права представляет группу компаний с офисами в России (Москва и Новосибирск), на Кипре, Мальте, в Латвии и Гонконге. Компания Корпус Права занимается международной поддержкой бизнеса (налоги и право), корпоративным сервисом, предлагает все сопутствующие услуги и работает в этом направлении уже более 13 лет.

С 2004 года издает налогово-правовой журнал для собственников и руководителей бизнеса "Korpus Prava. Analytics". Журнал издается в партнерстве с Московским государственным юридическим университетом имени О.К. Кутафина (МГЮА).


Издательская группа «Юрист»

Издательская группа «Юрист» является крупнейшим в стране издателем периодики по юриспруденции - как многопрофильных журналов, так и специализированных.

Значительная часть журналов ИГ входит в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, формируемый Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёных степеней доктора и кандидата наук. За плодотворную деятельность в области правового просвещения граждан Российской Федерации Президент Российской Федерации объявил благодарность Издательской группе «Юрист», ряд журналов в разные годы были отмечены знаком отличия «Золотой фонд прессы».






Информационные партнеры III Московского юридического форума


Lex Russica

Журнал LEX RUSSICA (РУССКИЙ ЗАКОН) - это научный юридический журнал, учрежденный Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА), посвященный фундаментальным проблемам теории права, эффективности правоприменения и совершенствованию законодательного процесса.
Содержит статьи ведущих ученых юристов.

Также в журнале публикуются наиболее значимые научно-исследовательские работы (НИР), выполняемые по заказу федеральных органов исполнительной власти и других организаций, результаты иных научных проектов и научно-методических мероприятий Университета, в том числе научных совещаний, симпозиумов, конференций.

Журнал издается с января 2004 г. Является преемником научных трудов ВЮЗИ-МГЮА, издаваемых с 1948 года.

  • Входит в перечень ВАК РФ.
  • Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
  • Включен в крупнейшую международную базу данных периодических изданий (Ulrich's Periodicals Directory).






Актуальные проблемы российского права

«Актуальные проблемы российского права» - это научно-практический юридический журнал, посвященный актуальным проблемам теории права, практике его применения, совершенствованию законодательства, а также проблемам юридического образования. Рубрики Журнала охватывают все основные отрасли права, учитывают весь спектр юридической проблематики, в том числе теории и истории государства и права, государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой направленности. На страницах Журнала размещаются экспертные заключения по знаковым судебным процессам, материалы конференций, рецензии на юридические новинки.

В Журнале активно публикуются не только известные ученые и практики, но и молодые, начинающие ученые, студенты юридических вузов. Конечно, размещается большое количество материалов ведущих специалистов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в том числе выполненных в рамках НИРов, грантов, активно публикуются победители различных конкурсов.







Вестник университета

«Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» — новый научный журнал, учрежденный Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в 2014 г., стремящийся продолжить лучшие вековые традиции российской юридической периодики.

Отличие «Вестника» от иных журналов, издаваемых Университетом (Lex Russica, «Актуальные проблемы российского права», Kutafin University Law Review), и от других российских периодических изданий в том, что каждый его выпуск посвящен отдельной отрасли правовых знаний, например адвокатуре, административному праву, судебной экспертизе и т.д.

Авторами «Вестника» являются профессорско-преподавательский состав Университета, российские государственные и общественные деятели, ученые-юристы из других стран, аспиранты, юристы-практики, студенты юридических вузов и факультетов.







Kutafin University Law Review (KULawR)

The Kutafin University Law Review (KULawR) was established by the MSAL in 2014 as an editorial project aimed to spread legal knowledge generated by leading Russian scholars all over the world. Their achievements have not been accessible to respective non-Russian speaking audiences for a long time.

One of the main ideas of this journal is to fill that gap.

In addition, we welcome contributions from all legal researchers from every corner of the world. We would like to bring the Kutafin University Law Review to the level of a new and authentically international law journal. It presumes that the content of the periodical should reflect actual, modern, and innovative legal issues.

The contents of the KULawR cover different legal branches and scholarships. We would be happy to focus on random topics of law, as well as allied sciences – legal sociology, criminology, forensics, etc. The pages of the

KULawR are opened for a wide range of new and creative opinions.

We hope you will enjoy reading the Kutafin University Law Review. All additional information may be found on the journal website at www.kulawr.ru.